logo
Главная Судостроение и судоремонт Новости Государство должно взять под контроль строительство флота для северного завоза

Государство должно взять под контроль строительство флота для северного завоза

Для обеспечения северного завоза необходима программа строительства грузового флота, реализующаяся под контролем правительства России. Такое мнение в ходе «Транспортной недели» высказал специальный представитель по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом» Владимир Панов.

«Мы находимся в ситуации, когда флот сокращается, а стоимость доставки растет. К 2030 году кризис может по-настоящему усугубиться. <…> Мы ни в коем случае не должны допустить небезопасную эксплуатацию судов, особенно перевозящих горюче-смазочные материалы. Есть требования в отношении двойного дна и двойного борта. Флот сейчас максимально изношен. И, получается, если техрегламент выполнять полностью, то у нас северный завоз по рекам фактически встанет. А продлевать эксплуатацию таких судов в то же время небезопасно. Одно из основных наших предложений, которое мы сейчас будет вносить, — это программа строительства флота под контролем правительства», — сказал он.

Ранее статс-секретарь — заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский заявил, что доля морских судов возрастом свыше 30 лет, задействованных в обеспечении северного завоза, к 2030 году составит 74%, а речных — 87%.

«Строительство судов-снабженцев позволит заменить выбывающие суда и гарантированно обеспечить снабжение территорий северного завоза. Сегодня мы активно работаем с верфями, которые на протяжении последних лет выполняют заказ по строительству такого флота. Безусловно, есть определенные сложности с санкционным давлением, потому что большое количество оборудования является импортным. Верфи стараются искать какие-то аналоги», — сказал он.

Более 90% грузоперевозок в рамках северного завоза выполняется именно водным транспортом, поэтому от состояния флота зависит как стоимость фрахта, так и надежность поставок.

Еще одной проблемой северного завоза является неконтролируемый рост стоимости перевозок. Так, по данным, приведенным Владимиром Пановым, в 2024 году стоимость доставки горюче-смазочных материалов в Певек увеличились практически на 28%, в 2025 году — на 29%, что значительно превышает инфляцию. В случаях, когда доставка грузов выполняется на необорудованный берег, рост тарифов достигает и вовсе 50%.

«На сегодняшний день именно отсутствие какого-либо контроля в ситуации, когда спрос превышает предложение, позволяет компаниям диктовать определенные денежные условия. Конечно, мы не можем находиться с точки зрения северного завоза в зависимости от частной компании. Рынок мы, безусловно, приветствуем, но у нас есть государственные задачи, которые нужно выполнять», — добавил он.

В качестве примера Владимир Панов привел ситуацию с ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ЛОРП), которое в ходе обсуждения тарифов для Чукотки дало «плюс 80%». В итоге при помощи региональных властей в ходе обсуждения данного вопроса удалось найти компромисс.

Владимир Панов напомнил, что доставка грузов в рамках северного завоза традиционно строится на однолетних контрактах, что является серьезным ограничением для инвестиционных программ любой судоходной компании. Он отметил, что единый морской оператор северного завоза в лице АО «Росатом Арктика» будет уходить от этой практики. Сейчас подписывается трехлетний контракт, а дальнейшая задача — выйти на пятилетний горизонт планирования. Таким образом планируется обеспечить судоходные компании заказами, а регионам гарантировать не рост тарифов.

Фото пресс-службы правительства Архангельской области