logo
Главная Актуально Сертификация: менять подходы?

Сертификация: менять подходы?

Автор: Татьяна Вильде.

 

Совершенствовать сертификацию
О проблемах при импортозамещении 
Для доступа отечественной промышленной продукции в судостроение необходимо изменить подходы к сертификации. Такое общее мнение участников сессии «Импортозамещение в российском судостроении», состоявшейся в рамках форума в Архангельске «Судостроение в Арктике», высказал руководитель судостроительного кластера Нижегородской области, генеральный директор ООО «Судостроение Судоремонт» Максим Сунозов.
«Проблема с сертификацией Речного регистра (Российский Речной Регистр – прим. ред.) характерна для многих судостроительных компаний, которые создают речной флот. Для промышленных компаний, оборудование которых может быть  использовано на судах, сертификация своих изделий - это большие затраты и временные потери, – признал Максим Сунозов. - Нам надо инициировать программу сертификации. В сложившихся условиях надо про сертификацию морского и речного регистров  говорить. Как это все использовать, чтобы облегчить и финансовую нагрузку промышленных предприятий и, в том числе, судовладельцев, и быстрее производить суда». 
Как отметила директор по экономике и финансам АО «НИПТБ «Онега» Елена Новикова, «поставщиков отечественного оборудования для речных судов могло бы быть гораздо больше. Однако их очень сильно ограничивает необходимость получения сертификата Речного регистра. Причем его необходимо не только получить, но и в дальнейшем ежегодно продлевать и проходить сертификацию, что затратно». 
По ее информации, в действующих условиях серийной объем общепромышленного оборудования пассажирское речное судостроение пока себе позволить не может. «Если для речного судостроения объем в 10 судов - это достаточно хорошая партия, то для поставщиков общепромышленного оборудования это практически розничный уровень. Речной регистр требует особого подхода и применения особых материалов и технологий. Некоторые производители были готовы вносить изменения в свою серийную продукцию и выпустить единичное изделие в соответствии с требованиями регистра. Но тогда мы не укладываемся в экономику проекта. Так как это будет достаточно дорогая поставка»,- заключила Елена Новикова. 
В качестве примера она рассказала о том, как при реализации проекта 03850 «Соталия» проектировщик производил выбор дизель - генератора для пассажирского судна. По ее словам, из пула поставщиков такого оборудования одно отечественное предприятие согласилось разработать для проекта дизель-генератор необходимых размеров и технических требований. Но в итоге он оказался в 4 раза дороже импортного. Как следствие, выбор был сделан в пользу оборудования иностранного производителя. 
Есть проблема и с сертификацией промышленно продукции, проводимой в рамках постановления № 719 (постановление правительства «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ», устанавливающее механизм подтверждения производственной промышленной продукции на территории РФ путем перехода на балльную систему оценки критериев локализации – прим. ред.).
Как, в свою очередь, заметил первый заместитель генерального директора АО «Армалит» Евгений Коптяев, этот документ не стимулирует промышленного производителя к участию в программе импортозамещения из-за высоких издержек на получение сертификата СТ1. «По нашему опыту сертификат стоил 64 тыс рублей. Принимая во внимание, что есть 20 тыс наименований арматуры, разработанной и изготавливаемой нашим предприятием, то, соответственно, эта цифра превращается в 1,5 млрд рублей. Эту сумму я должен потратить на то, чтобы получить сертификаты и иметь возможность вовремя отдать арматуру с сертификатам, что позволит судостроителям набрать какое-то количество баллов в соответствии с 719-м постановлением. Мне кажется, это утопия. Есть возможность 20 тыс превратить в количество номенклатурных групп. В этом случае затраты уменьшаются, но четких требований по отнесению того или иного изделия к той или иной группе нет. Когда мы пошли по пути получения сертификата СТ1 путем подачи документов на группу, мы затратили на это 9 месяцев» - поделился опытом Евгений Коптяев.
Фото с сайта «НИПТБ «Онега»
Татьяна Вильде. 

Для доступа отечественной промышленной продукции в судостроение необходимо изменить подходы к сертификации. Такое общее мнение участников сессии «Импортозамещение в российском судостроении», состоявшейся в рамках форума в Архангельске «Судостроение в Арктике», высказал руководитель судостроительного кластера Нижегородской области, генеральный директор ООО «Судостроение Судоремонт» Максим Сунозов.

«Проблема с сертификацией Речного регистра (Российский Речной Регистр – прим. ред.) характерна для многих судостроительных компаний, которые создают речной флот. Для промышленных компаний, оборудование которых может быть  использовано на судах, сертификация своих изделий - это большие затраты и временные потери, – признал Максим Сунозов. - Нам надо инициировать программу сертификации. В сложившихся условиях надо про сертификацию морского и речного регистров  говорить. Как это все использовать, чтобы облегчить и финансовую нагрузку промышленных предприятий и, в том числе, судовладельцев, и быстрее производить суда». 

Как отметила директор по экономике и финансам АО «НИПТБ «Онега» Елена Новикова, «поставщиков отечественного оборудования для речных судов могло бы быть гораздо больше. Однако их очень сильно ограничивает необходимость получения сертификата Речного регистра. Причем его необходимо не только получить, но и в дальнейшем ежегодно продлевать и проходить сертификацию, что затратно». 

По ее информации, в действующих условиях серийной объем общепромышленного оборудования пассажирское речное судостроение пока себе позволить не может. «Если для речного судостроения объем в 10 судов - это достаточно хорошая партия, то для поставщиков общепромышленного оборудования это практически розничный уровень. Речной регистр требует особого подхода и применения особых материалов и технологий. Некоторые производители были готовы вносить изменения в свою серийную продукцию и выпустить единичное изделие в соответствии с требованиями регистра. Но тогда мы не укладываемся в экономику проекта. Так как это будет достаточно дорогая поставка»,- заключила Елена Новикова. 

В качестве примера она рассказала о том, как при реализации проекта 03850 «Соталия» проектировщик производил выбор дизель - генератора для пассажирского судна. По ее словам, из пула поставщиков такого оборудования одно отечественное предприятие согласилось разработать для проекта дизель-генератор необходимых размеров и технических требований. Но в итоге он оказался в 4 раза дороже импортного. Как следствие, выбор был сделан в пользу оборудования иностранного производителя. 

Есть проблема и с сертификацией промышленно продукции, проводимой в рамках постановления № 719 (постановление правительства «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ», устанавливающее механизм подтверждения производственной промышленной продукции на территории РФ путем перехода на балльную систему оценки критериев локализации – прим. ред.).

Как, в свою очередь, заметил первый заместитель генерального директора АО «Армалит» Евгений Коптяев, этот документ не стимулирует промышленного производителя к участию в программе импортозамещения из-за высоких издержек на получение сертификата СТ1. «По нашему опыту сертификат стоил 64 тыс рублей. Принимая во внимание, что есть 20 тыс наименований арматуры, разработанной и изготавливаемой нашим предприятием, то, соответственно, эта цифра превращается в 1,5 млрд рублей. Эту сумму я должен потратить на то, чтобы получить сертификаты и иметь возможность вовремя отдать арматуру с сертификатам, что позволит судостроителям набрать какое-то количество баллов в соответствии с 719-м постановлением. Мне кажется, это утопия. Есть возможность 20 тыс превратить в количество номенклатурных групп. В этом случае затраты уменьшаются, но четких требований по отнесению того или иного изделия к той или иной группе нет. Когда мы пошли по пути получения сертификата СТ1 путем подачи документов на группу, мы затратили на это 9 месяцев» - поделился опытом Евгений Коптяев.Фото с сайта «НИПТБ «Онега»

Фото с сайта   АО «Армалит»