logo
Главная Актуально Когда важен каждый сантиметр

Когда важен каждый сантиметр

Автор: Кристина Ткачева

Когда важен каждый сантиметр
На АДМК навигационная глубина впервые достигла 4,1 м
В 2021 году Азовский бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» впервые за время существования морского порта Азов увеличил навигационную глубину на Азово-Донском морском канале (АДМК) до отметки в 4,1 м. Это стало знаковым событием для всего филиала. Ожидается, что увеличение глубины сможет повысить привлекательность портов Азов и Ростов-на-Дону.
Корреспондент «Водного транспорта» поговорила с директором Азовского бассейнового филиала Андреем Вахрушевым о дноуглубительных работах, завершившихся в 2021 году, развитии АДМК и планах на новый год. 
— Андрей Алексеевич, в декабре ваш филиал закончил дноуглубительные работы. Расскажите, какой объем был выполнен в 2021 году? И как эти цифры соотносятся с показателями 2020 года? 
— Итоговый достигнутый объём дноуглубительных работ на объектах Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» в 2021 году составил 635 тыс. м3. Это меньше, чем в прошлом году. Однако объясняется такое снижение объективными факторами: заносимость каналов неравномерна год от года, погодные условия отличались, дноуглубительная техника требует все больше и больше внимания. Тем не менее навигационные, паспортные, габариты нами полностью обеспечены и вопросов от судовладельцев по проходным осадкам не поступало.
В 2021 году дноуглубительные работы шли на участках Таганрогского подходного канала (ТПК), акватории морского порта Таганрог и в морской части Азово-Донского морского канала. Задействован был как собственный технический флот Росморпорта - это многочерпаковые земкараваны «Кубань-2» и «Днестр», так и сторонний — земкараван «Камский-601» и шаланда «Камская».
— На Азово-Донском морском канале (АДМК) впервые была обеспечена навигационная глубина 4,1 м. Насколько для вашего предприятия было важно выполнить эту задачу? Какое значение имеет для судоходства, на ваш взгляд, достижение этой глубины?
— Действительно, в 2021 году в результате дноуглубительных работ навигационная глубина на Азово-Донском морском канале была увеличена на 0,1 м и достигла 4,1 м. Это позволило изменить допустимую проходную осадку судов в морской части канала с 3,7 м до 3,8 м при нуле. Дноуглубительные работы на канале проводились в период с июля по ноябрь 2021 года с помощью двух многочерпаковых земкараванов «Кубань-2» и «Днестр».
Стоит отметить, что навигационная глубина в 4,1 м достигнута впервые с момента строительства канала в 1927 году. Улучшение навигационных условий, по нашему мнению, должно привести к повышению конкурентоспособности и уровня безопасности мореплавания морских портов Азов и Ростов-на-Дону и к увеличению их грузооборота.
— Какие дальнейшие планы по АДМК: вы будете поддерживать достигнутую глубину или судовладельцы могут рассчитывать на еще большее увеличение проходных осадок?
— На данный момент мы планируем ежегодно поддерживать паспортные параметры канала, в том числе навигационную глубину на уровне 4,1 метра. Обсуждение вопроса о целесообразности дальнейшего увеличения глубин на канале мы считаем преждевременным и полагаем, что его уместно поднимать в комплексе мероприятий, которые затрагивают не только интересы судовладельцев, но и всего транспортного комплекса и экологию региона. 
— Известно, что АДМК довольно сложен для судоходства. А для дноуглубления? Есть ли какие-то особенности работы на этом объекте?
— Из-за высокой интенсивности судопотоков, твердого стока реки Дон, особенностями гидрологического режима в Таганрогском заливе и других факторов, наносные грунты оседают преимущественно на бровках канала – происходит так называемое уполаживание откосов канала. Поэтому ремонтные дноуглубительные работы проводятся не по всей ширине прорези канала, а путем «подчищения» бровок с созданием запаса на заносимость.
Основная особенность проведения дноуглубительных работ на АДМК — довольно продолжительный суточный период пропуска судов в среднем около 10 – 11 часов, на время которого работы приостанавливаются. В этой связи суточная производительность земснарядов ниже, чем при работах, например, на Таганрогском подходном канале.
— В прошлый раз вы рассказывали нашему изданию, что в 2021 году будет проведен конкурс на разработку проектной документации выполнения ремонтных дноуглубительных работ на судоходном участке реки Дон от 3121 км до 3169 км. Состоялся ли конкурс?
— Да, конкурс по выбору исполнителя работ состоялся. 20 сентября 2021 года заключен договор с ООО «ПИ Петрохим-технология» на разработку проектной документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности по поддержанию глубин на судоходных участках реки Дон от п. Азов (3169 км) до 3147 км и от 3142,4 до пос. Аксай (3121 км) на период 2023-2033 гг.». Окончание работ и получение всех необходимых документов планируем в марте 2023 года.
Напомню, это будет проектная документация на выполнение ремонтных дноуглубительных работ на судоходном участке реки Дон от 3121 км до 3169 км, который проходит по двум морским портам – Ростов-на-Дону и Азов.
На основании этого документа мы будем обеспечивать навигационные габариты на этих участках вплоть до 2033 года. Навигационная глубина составит 4 метра при проектном значении портов. Это будет исторически значимым событием и очередным этапом развития транспортной инфраструктуры морских портов Азов и Ростов-на-Дону, повышением их конкурентоспособности и уровня безопасности мореплавания.
— Как решается вопрос с запретом на складирование разрабатываемого грунта в приурезовых зонах реки при выполнении работ на судоходном участке реки Дон? Есть ли какие-то подвижки?
— К сожалению, снять запрет Росрыболовства на использование приурезовых зон реки Дон для размещения разрабатываемых грунтов нам не удалось. В этих условиях остается только один вариант размещения изымаемых грунтов — на новые подводные отвалы в акватории Таганрогского залива.
Таким образом, мы по-прежнему должны весь разработанный грунт в реке Дон везти на отвалы, находящиеся на расстоянии от 49 до 120 км от места проведения дноуглубительных работ. Это снижает производительность дноуглубительного флота, что ведет к удорожанию ремонтных дноуглубительных работ в акваториях морских портов Азов и Ростов-на-Дону.
— Какие планы у бассейнового филиала на 2022 год касательно дноуглубления?
— В 2022 году планируется проведение ремонтных дноуглубительных работ на Таганрогском подходном канале, акватории порта Таганрог, АДМК и на перекате Донецкий реки Дон. Предварительный планируемый объем — 694 тыс. м3 грунта. Плановый объем будет уточнен по результатам весенних контрольных промеров глубин.
Азово-Донской морской канал — канал, обеспечивающий проход судов в порты дельты Дона – Азов и Ростов-на-Дону. Общая протяжённость канала – 39,3 км, из них 14 км – речная часть и 25,3 км – морская. Навигационная ширина канала – 70 метров, навигационная глубина – 4 метра. Канал был сооружён вместо ранее функционировавшего канала «Донские Гирла». Строительство Азово-Донского морского канала осуществлялось в 20-е годы XX века.
Фото предоставлено Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт»

В 2021 году Азовский бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» впервые за время существования морского порта Азов увеличил навигационную глубину на Азово-Донском морском канале (АДМК) до отметки в 4,1 м. Это стало знаковым событием для всего филиала. Ожидается, что увеличение глубины сможет повысить привлекательность портов Азов и Ростов-на-Дону.

Корреспондент «Водного транспорта» поговорила с директором Азовского бассейнового филиала Андреем Вахрушевым о дноуглубительных работах, завершившихся в 2021 году, развитии АДМК и планах на новый год. 

— Андрей Алексеевич, в декабре ваш филиал закончил дноуглубительные работы. Расскажите, какой объем был выполнен в 2021 году? И как эти цифры соотносятся с показателями 2020 года? 

— Итоговый достигнутый объём дноуглубительных работ на объектах Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» в 2021 году составил 635 тыс. м3. Это меньше, чем в прошлом году. Однако объясняется такое снижение объективными факторами: заносимость каналов неравномерна год от года, погодные условия отличались, дноуглубительная техника требует все больше и больше внимания. Тем не менее навигационные, паспортные, габариты нами полностью обеспечены и вопросов от судовладельцев по проходным осадкам не поступало.

В 2021 году дноуглубительные работы шли на участках Таганрогского подходного канала (ТПК), акватории морского порта Таганрог и в морской части Азово-Донского морского канала. Задействован был как собственный технический флот Росморпорта - это многочерпаковые земкараваны «Кубань-2» и «Днестр», так и сторонний — земкараван «Камский-601» и шаланда «Камская».

— На Азово-Донском морском канале (АДМК) впервые была обеспечена навигационная глубина 4,1 м. Насколько для вашего предприятия было важно выполнить эту задачу? Какое значение имеет для судоходства, на ваш взгляд, достижение этой глубины?

— Действительно, в 2021 году в результате дноуглубительных работ навигационная глубина на Азово-Донском морском канале была увеличена на 0,1 м и достигла 4,1 м. Это позволило изменить допустимую проходную осадку судов в морской части канала с 3,7 м до 3,8 м при нуле. Дноуглубительные работы на канале проводились в период с июля по ноябрь 2021 года с помощью двух многочерпаковых земкараванов «Кубань-2» и «Днестр».

Стоит отметить, что навигационная глубина в 4,1 м достигнута впервые с момента строительства канала в 1927 году. Улучшение навигационных условий, по нашему мнению, должно привести к повышению конкурентоспособности и уровня безопасности мореплавания морских портов Азов и Ростов-на-Дону и к увеличению их грузооборота.

— Какие дальнейшие планы по АДМК: вы будете поддерживать достигнутую глубину или судовладельцы могут рассчитывать на еще большее увеличение проходных осадок?

— На данный момент мы планируем ежегодно поддерживать паспортные параметры канала, в том числе навигационную глубину на уровне 4,1 метра. Обсуждение вопроса о целесообразности дальнейшего увеличения глубин на канале мы считаем преждевременным и полагаем, что его уместно поднимать в комплексе мероприятий, которые затрагивают не только интересы судовладельцев, но и всего транспортного комплекса и экологию региона. 

— Известно, что АДМК довольно сложен для судоходства. А для дноуглубления? Есть ли какие-то особенности работы на этом объекте?

— Из-за высокой интенсивности судопотоков, твердого стока реки Дон, особенностями гидрологического режима в Таганрогском заливе и других факторов, наносные грунты оседают преимущественно на бровках канала – происходит так называемое уполаживание откосов канала. Поэтому ремонтные дноуглубительные работы проводятся не по всей ширине прорези канала, а путем «подчищения» бровок с созданием запаса на заносимость.
Основная особенность проведения дноуглубительных работ на АДМК — довольно продолжительный суточный период пропуска судов в среднем около 10 – 11 часов, на время которого работы приостанавливаются. В этой связи суточная производительность земснарядов ниже, чем при работах, например, на Таганрогском подходном канале.

— В прошлый раз вы рассказывали нашему изданию, что в 2021 году будет проведен конкурс на разработку проектной документации выполнения ремонтных дноуглубительных работ на судоходном участке реки Дон от 3121 км до 3169 км. Состоялся ли конкурс?

— Да, конкурс по выбору исполнителя работ состоялся. 20 сентября 2021 года заключен договор с ООО «ПИ Петрохим-технология» на разработку проектной документации «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности по поддержанию глубин на судоходных участках реки Дон от п. Азов (3169 км) до 3147 км и от 3142,4 до пос. Аксай (3121 км) на период 2023-2033 гг.». Окончание работ и получение всех необходимых документов планируем в марте 2023 года.
Напомню, это будет проектная документация на выполнение ремонтных дноуглубительных работ на судоходном участке реки Дон от 3121 км до 3169 км, который проходит по двум морским портам – Ростов-на-Дону и Азов.

На основании этого документа мы будем обеспечивать навигационные габариты на этих участках вплоть до 2033 года. Навигационная глубина составит 4 метра при проектном значении портов. Это будет исторически значимым событием и очередным этапом развития транспортной инфраструктуры морских портов Азов и Ростов-на-Дону, повышением их конкурентоспособности и уровня безопасности мореплавания.

— Как решается вопрос с запретом на складирование разрабатываемого грунта в приурезовых зонах реки при выполнении работ на судоходном участке реки Дон? Есть ли какие-то подвижки?

— К сожалению, снять запрет Росрыболовства на использование приурезовых зон реки Дон для размещения разрабатываемых грунтов нам не удалось. В этих условиях остается только один вариант размещения изымаемых грунтов — на новые подводные отвалы в акватории Таганрогского залива.
Таким образом, мы по-прежнему должны весь разработанный грунт в реке Дон везти на отвалы, находящиеся на расстоянии от 49 до 120 км от места проведения дноуглубительных работ. Это снижает производительность дноуглубительного флота, что ведет к удорожанию ремонтных дноуглубительных работ в акваториях морских портов Азов и Ростов-на-Дону.
 

— Какие планы у бассейнового филиала на 2022 год касательно дноуглубления?

— В 2022 году планируется проведение ремонтных дноуглубительных работ на Таганрогском подходном канале, акватории порта Таганрог, АДМК и на перекате Донецкий реки Дон. Предварительный планируемый объем — 694 тыс. м3 грунта. Плановый объем будет уточнен по результатам весенних контрольных промеров глубин.

Фото предоставлено Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт»