Проблемы судоремонта
Как остановить отток заказов на иностранные судоремонтные заводы
Наталия Кудряшова
ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» (Санкт-Петербург) ориентирован на оказание услуг по судоремонту и модернизации судов, поэтому доля судоремонтных контрактов в общем объеме составляет ориентировочно 80% за последний год. Оставшаяся доля контрактов приходится в основном на аренду, услуги по сервисному обслуживанию и ремонту различного оборудования, сообщили в отделе маркетинга предприятия.
Ремонт и модернизация судов являются основным видом деятельности предприятия, поэтому предусмотрено развитие этого направления.
Представитель Канонерского судоремонтного завода обозначил наиболее острые проблемы в судоремонте: «Несовершенство налогового и таможенного законодательства в сфере ремонта и обслуживания иностранных судов, приводящее к потере конкурентоспособности предприятий отрасли по сравнению с аналогичными предприятиями смежных государств, вызывает уменьшение числа заказов и их отток на иностранные заводы».
На предприятии уверены, что нужны изменения в соответствующих статьях Налогового кодека (НК) и таможенного законодательства, касающихся услуг по ремонту, поставкам оборудования и запасных частей для судов. В частности, для решения проблемы необходимо совместно с Федеральной таможенной службой (ФТС) рассмотреть возможность упрощения процедуры и ускорения таможенного оформления запасных частей, материалов и оборудования, следующих через границу для ремонта всех типов судов, ремонтируемых на российских предприятиях, по режимам, предусматривающим освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС). Так, для судов под иностранным флагом, ремонтируемых в процедуре переработки на таможенной территории, необходимо пересмотреть таможенные требования к оформлению и идентификации в продуктах переработки, используемых при ремонте материалов, запасных частей и оборудования, как пребывающих на судне, так и ввозимых из-за рубежа в процессе ремонта.
Специалисты ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» отмечают, что это будет соответствовать мировой практике, так как эти товары по окончанию ремонта покидают пределы таможенного союза ЕАЭС, став неотъемлемой частью судна.
Для внесения изменений в таможенное законодательство нужна научная проработка проблемы на федеральном уровне. А для формирования концепции научной проработки необходимо создание, совместно с представителями ФТС, рабочей группы. Кроме того, представители завода считают целесообразным ввести ограничения на осуществление ремонта судов, принадлежащих российским государственным компаниям, на зарубежных верфях, а также рассмотреть возможность включения плавдоков судоремонтных предприятий в перечень транспортных средств, не облагаемых транспортным налогом.
«В качестве мер государственной поддержки судоремонтных предприятий необходимо рассмотреть вопрос об изменении налогового кодекса в плане обнуления НДС на судоремонтные работы, выполняемые российскими организациями в независимости от их месторасположения. Эта проблема рассматривалась на заседании Морской коллегии при правительстве РФ 18 мая 2021 года и совещаниях в Департаменте судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России», – добавили в компании.
Кроме того, на предприятии обращают внимание на усугубление проблем с закупкой комплектующих для ремонта судов, как у российских производителей, так и за рубежом с учетом текущей эпидемиологической ситуации в мире. Другой проблемой остается нехватка квалифицированных кадров в области судоремонта - инженерно-технических и рабочих специальностей.
ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» – крупное современное предприятие по ремонту судов всех типов и классов, расположенное в порту города Санкт-Петербурга. Завод оснащен тремя плавучими доками грузоподъемностью 4000 тн, 8500 тн и 35600 тн. Причалы общей протяженностью 1350 м способны принимать суда с осадкой до 9,8 м. При необходимости небольшой ремонт судна может проводиться без вывода его из эксплуатации, у грузового причала порта.
ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» (Санкт-Петербург) ориентирован на оказание услуг по судоремонту и модернизации судов, поэтому доля судоремонтных контрактов в общем объеме составляет ориентировочно 80% за последний год. Оставшаяся доля контрактов приходится в основном на аренду, услуги по сервисному обслуживанию и ремонту различного оборудования, сообщили в отделе маркетинга предприятия.Ремонт и модернизация судов являются основным видом деятельности предприятия, поэтому предусмотрено развитие этого направления.
Представитель Канонерского судоремонтного завода обозначил наиболее острые проблемы в судоремонте: «Несовершенство налогового и таможенного законодательства в сфере ремонта и обслуживания иностранных судов, приводящее к потере конкурентоспособности предприятий отрасли по сравнению с аналогичными предприятиями смежных государств, вызывает уменьшение числа заказов и их отток на иностранные заводы». На предприятии уверены, что нужны изменения в соответствующих статьях Налогового кодека (НК) и таможенного законодательства, касающихся услуг по ремонту, поставкам оборудования и запасных частей для судов. В частности, для решения проблемы необходимо совместно с Федеральной таможенной службой (ФТС) рассмотреть возможность упрощения процедуры и ускорения таможенного оформления запасных частей, материалов и оборудования, следующих через границу для ремонта всех типов судов, ремонтируемых на российских предприятиях, по режимам, предусматривающим освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС). Так, для судов под иностранным флагом, ремонтируемых в процедуре переработки на таможенной территории, необходимо пересмотреть таможенные требования к оформлению и идентификации в продуктах переработки, используемых при ремонте материалов, запасных частей и оборудования, как пребывающих на судне, так и ввозимых из-за рубежа в процессе ремонта.Специалисты ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» отмечают, что это будет соответствовать мировой практике, так как эти товары по окончанию ремонта покидают пределы таможенного союза ЕАЭС, став неотъемлемой частью судна.
Для внесения изменений в таможенное законодательство нужна научная проработка проблемы на федеральном уровне. А для формирования концепции научной проработки необходимо создание, совместно с представителями ФТС, рабочей группы. Кроме того, представители завода считают целесообразным ввести ограничения на осуществление ремонта судов, принадлежащих российским государственным компаниям, на зарубежных верфях, а также рассмотреть возможность включения плавдоков судоремонтных предприятий в перечень транспортных средств, не облагаемых транспортным налогом.
«В качестве мер государственной поддержки судоремонтных предприятий необходимо рассмотреть вопрос об изменении налогового кодекса в плане обнуления НДС на судоремонтные работы, выполняемые российскими организациями в независимости от их месторасположения. Эта проблема рассматривалась на заседании Морской коллегии при правительстве РФ 18 мая 2021 года и совещаниях в Департаменте судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России», – добавили в компании.
Кроме того, на предприятии обращают внимание на усугубление проблем с закупкой комплектующих для ремонта судов, как у российских производителей, так и за рубежом с учетом текущей эпидемиологической ситуации в мире. Другой проблемой остается нехватка квалифицированных кадров в области судоремонта - инженерно-технических и рабочих специальностей.