Вопросы развития транспортной отрасли – в фокусе внимания главы государства
Автор: По материалам сайта kremlin.ru
Владимир Путин провёл в режиме видеоконференции совещание по вопросам развития транспортной отрасли. Публикуем основные мысли, прозвучавшие в ходе совещания применительно к предприятиям водного транспорта.
Общую ситуацию в транспортном комплексе России обсудили под руководством президента страны министры транспорта, финансов, руководители крупнейших предприятий транспортного комплекса страны и руководители некоторых субъектов Российской Федерации. Владимир Путин заслушал доклады о том, какие меры принимаются на транспорте для защиты от коронавирусной инфекции, как с учётом специфики отрасли обеспечивается охрана здоровья пассажиров и персонала. Эти вопросы находятся в центре внимания правительства. Глава государства и члены правительства вместе с руководителями ведущих компаний и деловых объединений обсудили неотложные меры поддержки отрасли, а также перспективы её развития, имея в виду долгосрочные, стратегические задачи в этой сфере, стоящие перед национальной экономикой.
Владимир Путин: «В транспортном комплексе России занято около 4,5 миллиона человек. Их стабильная, надёжная работа – это основа динамичного развития предприятий и регионов – собственно, всей страны как единого целого.
Как и другие ключевые, базовые отрасли, транспорт сейчас проходит трудный этап, вызванный эпидемией коронавирусной инфекции и вынужденными ограничениями.
Мы видим, как сократились объёмы перевозок в грузовом и пассажирском сегменте, падает выручка, накапливаются финансовые проблемы, многие компании терпят убытки.
Отмечу, что и в таких непростых условиях наши транспортные, логистические компании продолжают бесперебойную работу, обеспечивают надёжное сообщение регионов и территорий, что для нашей огромной страны является стратегической задачей.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить коллективы транспортных предприятий за напряжённый, ответственный труд в этот сложный период эпидемии.
Важно поддержать людей, занятых в сфере перевозок, обеспечить общую устойчивость транспортного комплекса России, в том числе у компаний должны быть средства на выплату заработной платы, обслуживание парка и инфраструктуры, выполнение своих финансовых обязательств».
Президент в своем выступлении напомнил, что правительство уже определило список системообразующих предприятий, предусмотрело для них особые меры поддержки, включая льготные кредиты на пополнение оборотных средств.
«Особое внимание нужно уделить сезонному транспорту, прежде всего в данном случае речному. Его работа продолжается всего полгода – с мая по октябрь, и, очевидно, если сейчас навигация будет затруднена, а флот не получит загрузки, потребуется дополнительная помощь компаниям и их коллективам», - отметил В. Путин.
Загрузка отечественной транспортной сети снизилась. В этой связи, по мнению президента, нужно вернуться к вопросу о приоритетной перевалке отечественных грузов именно в российских морских портах. «Наши портовые мощности вполне конкурентоспособны по сравнению с зарубежными. Сейчас есть реальная возможность ускорить манёвр грузовыми потоками в пользу собственных портов. Естественно, сделать это так, чтобы было выгодно и транспортному бизнесу, и нашим компаниям-производителям, экспортёрам. В этой связи напомню, что давал поручение по созданию особой экономической зоны на Каспии, что предполагает и создание современного транспортного узла. Прошу сегодня доложить, что уже сделано по этому направлению», - сказал президент.
И ещё одна важнейшая тема: за последние годы с участием государства запущены масштабные проекты по увеличению пропускной способности железных дорог и подходов к морским портам, по развитию автодорожной сети и водных путей. Это модернизация Восточного полигона, портов юга и северо‑запада, развитие Центрального транспортного узла в европейской части страны. Также российские компании набрали хороший темп по обновлению подвижного состава, морских и речных судов.
Нужно, подчеркнул В, Путин, максимально сохранить инвестиционные программы транспортного комплекса, развития инфраструктуры, чтобы сберечь производственные связи, рабочие места специалистов, доходы граждан как в самой отрасли, так и в смежных секторах. «Обращаю внимание коллег из федеральных ведомств: здесь нельзя, что называется, перегнуть палку, задавить бизнес формальными, избыточными, а порой бессмысленными требованиями. Важно, чтобы они были соразмерны рискам и, главное, реально служили защите здоровья и безопасности граждан. Это всегда должно быть у нас на первом плане». – сказал глава государства.
Министр транспорта Евгений Дитрих в свою очередь сообщил, что транспорт, как и другие отрасли, пострадал от влияния пандемии. Спрос на транспортную услугу сегодня серьёзно снизился. «Если первый квартал дал нам снижение где-то в 3–4 процента по грузообороту и пассажирообороту, то в апреле ситуация кардинально поменялась: в сфере пассажирских перевозок на всех видах транспорта падение – от 70 до 95 процентов.Сокращение погрузки на сети РЖД в апреле – одиннадцать процентов. По металлам и по нефти, основным доходным грузам РЖД, погрузка упала на 20 процентов к прошлому году. .. На 14 процентов снизился грузооборот на внутреннем водном транспорте. По прогнозам экспертов и транспортных компаний, второй квартал для транспортной отрасли будет очень непростым».
Министр проинформировал участников совещания о том, какие меры предпринимаются сегодня.Первым приоритетом является сохранение здоровья пассажиров и работников транспортного комплекса. Координацию действий и общий контроль по сдерживанию распространения инфекции на транспорте осуществляет специально созданный при Минтрансе штаб. Мероприятия координируются с Роспотребнадзором. Работники транспортного комплекса обеспечены средствами индивидуальной защиты. Они регулярно проходят медицинские осмотры и тесты на коронавирус.
Далее. Важные меры поддержки отрасли уже приняты. Утверждён перечень наиболее пострадавших от коронавируса отраслей экономики. В перечне системообразующих предприятий, утвержденных правительственной комиссией по поддержке экономики, сегодня 162 предприятия транспортного комплекса. Осуществляется формирование мер поддержки для них.
В процессе составления списка большинство из включенных в него компаний высказали просьбу о субсидировании ставок по кредитным договорам, причем не только по вновь заключенным, но и по действующим. Это снимет значительную нагрузку на отрасль.
В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в пострадавших отраслях Правительством утверждены правила предоставления субсидий в этом году. Согласно правилам, в апреле и мае частичную компенсацию затрат на сохранение занятости и оплату труда будет возможно получить на каждого сотрудника сумму в месяц в размере одного МРОТ. Ключевой проблемой, о которой говорят все транспортные блоки, сегодня является оплата текущих лизинговых платежей.
Лизинговые платежи круизным речным и морским компаниям в этом году составят 320 миллионов рублей. Евгений Дитрих высказал просьбу о выделении этих средств из федерального бюджета.
В ходе совещания о проблемах судоходной отрасли президенту доложили председатель совета директоров ООО «Инфраструктурная корпорация «АЕОН» Роман Троценко, председатель совета директоров ООО «Водоходъ» Виктор Олерский и президент группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев. Они дали свою оценку сложившейся в отрасли ситуации, рассказали какие видят способы решения возникших проблем.
Подводя итог совещанию, Владимир Путин заверил собравшихся, что все озвученные предложения по поддержке транспортной отрасли будут внимательно изучены и проанализированы. Он также рассказал, какие поручения будут подготовлены в ближайшее время: «Первое. Предлагаю расширить перечень отраслей, наиболее пострадавших от последствий эпидемии. Мы только что говорили об этом. Министр финансов только что сказал, что, наверное, многие предприятия отрасли, как малые, так и средние, могут этим воспользоваться, а некоторые – нет. Мы видим, что там есть очевидные пробелы, и надо внимательно проанализировать и посмотреть, а именно добавить в этот список внутренний водный транспорт и пригородные железнодорожные перевозки, сообщение. Надо просто посмотреть, могут ли они воспользоваться теми мерами, которые сейчас у нас уже созданы, или нет. Вот и всё. Если нет, то тогда нужно подумать на тему о том, как им помочь, и тем самым охватить мерами господдержки практически все виды и сектора транспорта.
В этой связи напомню: для предприятий, которые работают в пострадавших отраслях, предусмотрены специальные меры поддержки (сейчас только Антон Германович об этом сказал), а именно отсрочка по уплате налогов и сборов, снижение ставки страховых взносов, временный мораторий на проверки бизнеса.
Кроме того, такие компании могут получить безвозмездную финансовую помощь со стороны государства и беспроцентные кредиты на выплату заработной платы при сохранении известного уровня занятости.
Уверен, эта поддержка станет серьёзным подспорьем для судоходных компаний, особенно сейчас, в начале навигации на реках, и, конечно, позитивно скажется на сохранении пригородных маршрутов, на стабильной работе электричек в период, когда количество пассажиров сократилось, а значит, и выручка компаний снизилась.
Второе. Как уже сказал в начале совещания, нам важно не потерять инвестиционный горизонт на транспорте (коллеги сегодня тоже сказали об этом), реализовать планы по укреплению инфраструктуры, обновлению парка перевозчиков. Давайте посмотрим на эти требования, которые предъявляются или должны быть предъявлены к новым транспортным средствам. Но мы с вами понимаем: это не только основа для будущего роста экономики, весь транспорт, но и спрос на товары, услуги поставщиков и подрядчиков по всей кооперационной цепочке.
Третье. Уже говорил, что у нас есть возможности быстрее работать над тем, чтобы перенаправить свои грузопотоки именно на отечественные порты. И такие резервы по наращиванию конкурентоспособности, эффективности у нас есть, нужно использовать всё это по всем видам транспорта, по всем видам логистических услуг.
Так, сейчас и Россия, и иностранные государства готовятся или начинают постепенно выходить из режимов внутренних ограничений. Однако пока, совершенно очевидно, нельзя, трудно сказать, как будут проходить эти процессы, в том числе – когда и какие зарубежные направления будут доступны для поездок наших граждан. Это не только от нас зависит. Это зависит от того, как будут складываться дела и какие решения будут приниматься в других государствах.
Это значит, нам нужно сформировать развитие внутреннего туризма, точнее сказать, форсировать наши возможности на этом направлении при участии, безусловно, транспортных компаний (без этого вообще ничего невозможно сделать), турагентств, гостиничного бизнеса. Нужно при помощи всех этих направлений формировать привлекательные маршруты, открывать новые направления в нашей стране, куда можно будет удобно добраться и с интересом для людей провести время.
Сейчас Правительство готовит общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, перечень конкретных мер по восстановлению занятости, доходов граждан, роста отраслей экономики. Предлагаю включить в этот план и действия по развитию внутреннего туризма и подготовить их – ещё раз подчеркну – в тесном контакте с деловым сообществом.
Повторю, сейчас, когда в транспортной системе России возникают резервы, надо их обязательно задействовать, дать загрузку отечественным компаниям, реализовать географические преимущества нашей страны в интересах национальной экономики и наших граждан».