На капитанском мостике «зеленого» танкера
Автор: Марина Борисенко
Президент России Владимир Путин в ходе международного форума «Арктика — территория диалога» призвал бизнес сделать акцент на природосберегающих технологиях. Для судоходной отрасли это означает переход на использование газомоторного топлива. Отметим, что экология стала основной темой обсуждения на форуме.
Участникам форума была предоставлена возможность посетить порт Приморск (Ленинградской область) и подняться на борт танкера компании Совкомфлот «Проспект Менделеева», который зашел в порт под погрузку. Показательно, что одно из самых экологических судов мира зашло в один из самых экологически чистых морских портов, каким считается Приморск.
«Проспект Менделеева» — третий в серии из шести танкеров класса Aframax, специально спроектированных для работы на сжиженном природном газе (СПГ) в качестве основного топлива.
В настоящее время для «Совкомфлота» построено пять «зеленых» танкеров на СПГ типоразмера Aframax: Gagarin Prospect, Lomonosov prospect, Mendeleev prospect, Korolev prospect, Vernadsky prospect. В постройке находится Samuel Prospect, еще два танкера, которые пока не получили имена, заказаны на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае.
«Совкомфлот» одним из первых не только в российской, но и в мировой судоходной индустрии принял решение начать эксплуатацию судов типоразмера «Афрамакс», использующих СПГ в качестве основного топлива. Танкеры данной серии, несомненно, являются наглядным примером эффективного применения в судоходстве «зеленых» технологий.
Преимущества работы на СПГ-топливе привел капитан танкера Андрей Алексеев: это снижение выбросов оксидов серы и сажи на 100%, сокращение выбросов оксидов азота на 76%, а углекислого газа – на 27% в сравнении с использованием судовой энергетической установки, работающей на мазуте. Использование СПГ-топлива позволяет не только соответствовать, но и опережать действующие и ожидаемые к введению регулятивные экологические ограничения и сокращает рейсовые расходы флота.
Капитан танкера и старший механик Сергей Михайленко рассказали о работе основных судовых механизмов и пригласили делегацию посетить капитанский мостик и машинное отделение.
«Судно может работать как на СПГ, так и на дизельном топливе, и низкосернистом мазуте. Но обычно СПГ хватает на рейс – это срок до трех недель автономной работы.
СПГ в качестве топлива расходуется экономичнее на 20%, то есть СПГ это не только экологично, но и экономично. Тем более, что СПГ стоит на порядок дешевле дизельного топлива», – поделился Андрей Алексеев. Таким образом, использование СПГ-топлива является элементом системной и последовательной работы «Совкомфлота» по повышению энергоэффективности флота компании.
Сергей Михайленко отметил, что судно настолько автоматизировано, что вахту могут нести всего трое моряков. По итогам каждого дня компьютер автоматически генерирует отчет и отправляет его в головной офис «Совкомфлота», то есть система абсолютно прозрачна. Таким образом, другой современный тренд в судоходстве, направленный на цифровизацию, нашел отражение в новых судах СКФ.
Помимо плавсостава танкера, который состоит из 22 человек, гостей на танкере принимали первый заместитель генерального директора – главный инженер ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов, капитан морского порта Приморск Игорь Ищенко, а также представители «Транснефть - Порт Приморск».
«Наши «зеленые» танкеры типа «Афрамакс» задают мировой судоходной отрасли новый высокий стандарт безопасности и качества», – отметил Игорь Тонковидов.