Обеспечение безопасности и надежности судоходных гидротехнических сооружений
Автор: Татьяна Вильде, спецкорреспондент «Российского судоходства»
В Нижнем Новгороде на базе ФБУ «Администрации Волжского бассейна» состоялась ежегодная научно-практическая конференция «Обеспечение безопасности и надежности судоходных гидротехнических сооружений». Организаторы мероприятия - Федеральное агентство морского и речного транспорта, ФБУ «Администрации Волжского бассейна» и Российское научно-техническое общество водного транспорта - привлекли к участию в конференции более 80 специалистов. В ходе профессионального разговора было заслушано 34 доклада и сообщения.
В течение трех дней профессиональное сообщество обсудило вопросы реализации положений Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», обеспечения устойчивого функционирования судоходных гидротехнических сооружений (СГТС), осуществления госнадзора за их безопасностью, внесения сведений о гидротехнических сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений, эксплуатации информационно-управляющих систем технологической безопасности судопропуска, практического применения различных систем приводов и затворов СГТС, внедрения современных инновационных технологий и материалов.
На конференции было отмечено, что вопросы, связанные с обеспечением безопасности СГТС, являются наиболее актуальными. Большинство сооружений, существующих на внутренних водных путях России, эксплуатируются уже несколько десятков лет. Свыше 50% СГТС функционируют 50 и более лет.
В настоящее время ведутся работы по реконструкции, капитальному и текущему ремонту, проводятся исследования в части улучшения технического состояния и повышения уровня безопасности сооружений. Как следствие, - происходит стабилизация процессов, связанных с износом, потерей прочности и устойчивости элементов механического и электротехнического оборудования, систем управления и контроля. На ряде СТГС наблюдается улучшение технического состояния. В то же время из общего числа сооружений, подлежащих декларированию безопасности, только 39,2% СГТС имеют нормальный уровень безопасности, а неудовлетворительный и опасный уровни безопасности имеют 8,13%.
Участники конференции высказывали мнения о том, что в целях увеличения количества СГТС с нормальным уровнем безопасности и уменьшения - с неудовлетворительным и опасным уровнями безопасности - необходимо обеспечить: дальнейший рост объемов ремонтно-восстановительных работ, проведение их на новом научно-технологическом уровне, применение и внедрение современных инновационных технологий и материалов, увеличение объемов научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.
Также специалисты отметили, что сейчас возникла острая необходимость разработки и принятия организационных решений, связанных с вопросами внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений, ранее в него не внесенных, в срок до 1 января 2019 года.
Профессиональное сообщество также обозначило в качестве одной из ключевых отраслевых проблем – дефицит квалифицированных кадров, формирующийся из-за низкого уровня заработной платы в сравнении со средней зарплатой по регионам. По мнению участников конференции, для закрепления кадров необходимо обеспечить рост заработной платы, адекватный затраченным производственным усилиям работниками и обеспечивающей достойный уровень жизни.
Помимо этого специалисты отметили необходимость ускорить процессы формирования и обновления отраслевой нормативной базы, поскольку она не соответствует современным требованиям, что не способствует повышению уровню безопасности СГТС.
В ходе мероприятия участники конференции посетили Городецкий гидроузел, где ознакомились с ходом капитального ремонта шлюзов №13-16.