logo
Главная Актуально Внутренний водный транспорт России: вектор развития

Внутренний водный транспорт России: вектор развития

Автор: Проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций Татьяна Пантина

Министерство транспорта готовит новый документ — Стратегию развития внутреннего водного транспорта (ВВТ) Российской Федерации на период до 2030 года.
Необходимость создания такого документа поддержана Председателем Правительства России Владимиром Путиным. Сегодня о своем видении новой Стратегии  рассказывает проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций Татьяна Пантина.


— Проблема эффективного использования потенциала внутренних водных путей России неоднократно поднималась в прошедшем году на уровне руководства страны, а также в ряде выступлений и публикаций специалистов транспортных ведомств и организаций. И каждый раз подчеркивалась и всесторонне обосновывалась необходимость разработки Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. В целом, безусловно признавая своевременность и целесообразность разработки данной Стратегии, остановлюсь на некоторых концептуальных принципах ее формирования.

Во-первых, повышение конкурентоспособности и динамичный рост речных перевозок не могут быть обеспечены без активизации процесса генерирования и реализации инноваций в области техники, технологии и организации транспортировки грузов и пассажиров водным транспортом, а также мультимодальных перевозок с его участием. Динамичное развитие внутреннего водного транспорта во второй половине прошлого века (объем перевозок грузов в 1980 году составил 568 млн тонн — в 7,7 раза больше, чем в 1940 году; грузооборот за период 1960–1980 годов возрос в 2,5 раза) во многом было обеспечено реализацией масштабных инновационных проектов: созданием новых типов судов, в том числе «река-море» плавания, на подводных крыльях, толкаемых составов и пр., новых видов перегрузочной техники, использованием прогрессивных форм организации труда работников, сокращением численности экипажей судов на основе автоматизации и совмещения профессий и др.

В условиях рыночной экономики формирование инновационной стратегии должно основываться на сегментировании рынка транспортных услуг по перевозке грузов, тяготеющих к внутреннему водному транспорту, идентификации ключевых сегментов, определяющих потенциальные возможности динамичного роста речных перевозок грузов (пассажиров) за счет формирования нового спроса и обеспечения привлекательных условий для бизнеса. Например, в качестве одного из ключевых стратегических сегментов могут рассматриваться перевозки речным транспортом плодоовощной продукции глубокой заморозки из Южных регионов в Центральные и Северо-западные регионы России.

Во-вторых, следует учитывать многоаспектность системного подхода к разработке данной стратегии, которая определяется несколькими факторами. Ключевой из них — это необходимость принятия взаимоувязанных инвестиционных решений по развитию инфраструктуры внутренних водных путей, транспортного флота, речных и устьевых портов и терминалов. Строительство современных транспортных судов не принесет судовладельцам ожидаемый эффект, если не будут ликвидированы «узкие места» на ЕГС и не обеспечены необходимые габариты судового хода.

Формирование приоритетных направлений развития ВВТ, как составного элемента единой транспортной системы страны, должно осуществляться исходя из критерия минимизации транспортных издержек на перевозку грузов и пассажиров с учетом положительных социально-экологических последствий за счет переключения части грузопотоков с автомобильного и железнодорожного транспорта на речной транспорт в период навигации.

Нельзя не учитывать также региональные факторы и возможности роста перевозок внутренним водным транспортом исходя из приоритетов экономической политики развития отдельных регионов. При этом должна сохраняться сбалансированность интересов всех субъектов Российской Федерации.

В-третьих, необходимым условием реализации Стратегии является формирование эффективного механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Большинство инвестиционных проектов на внутреннем водном транспорте характеризуются высокой капиталоемкостью и относительно низкой доходностью, обусловленной во многом сезонностью перевозок, и, как следствие, низкой инвестиционной привлекательностью. Поэтому участие государства, на мой взгляд, является непременным условием для развития ВВТ.?Более того, все первоочередные шаги в этом направлении должны быть сделаны именно государством, чтобы бизнесу была очевидна перспектива развития судостроения и судоходства.

Одним из таких шагов, несомненно, является принятие Федерального закона № 305 ФЗ от 07.11.11, предусматривающего реализацию комплекса мер государственной политики, направленной на ускоренное обновление транспортного флота в ближайшие 15 лет и повышение конкурентоспособности речных перевозок. Уверена, что этот закон положит начало новой фазе отраслевого жизненного цикла ВВТ страны — фазе устойчивого роста.

В Стратегии должны быть заложены такие инструменты, которые позволят обеспечить приоритетное развитие внутреннего водного транспорта, реализацию его стратегических и конкурентных преимуществ: экологичности, безопасности, низкой себестоимости перевозок массовых грузов, относительно небольших инфраструктурных издержках, безальтернативности в ряде регионов страны, высокого уровня энергосбережения.

Полагаю, что создатели стратегии также должны максимально полно изучить и использовать опыт зарубежных стран, особенно европейских государств, по поддержке судоходства на своих реках.