Дадут приказы караванам
Автор: Елена Ткачева
Морской порт Ростов-на-Дону по итогам 2011 года увеличил собственный грузооборот более чем на 40% по сравнению с аналогичным показателем 2010 года. О причинах роста и подготовке к ледовой навигации читателям портала "Российское судоходство» рассказывает капитан морского порта Ростов-на-Дону Василий Полковников.
- Василий Иванович, каковы результаты работы по итогам 2011 года в сравнении с 2010? Какие грузы преобладали в номенклатуре?
- По итогам 2011 года порт перевалил 10 млн 978 тыс. тонн грузов, с учетом транзита – 17 млн 287 тыс. тонн. В номенклатуре грузов преобладает четыре наименования: углеводороды, зерно, уголь и металлолом. Получается, что больше всего – 2 млн тонн – мы перевалили нефтепродуктов. Для сравнения по итогам 2010 года порт обеспечил перевалку 7 млн 700 тыс. тонн различных грузов, или 12 млн 800 тыс. тонн, если считать с учетом транзитного грузопотока. В номенклатуре грузов за 2010 год преобладали углеводороды, металлолом и уголь.
- Какие стивидорные компании лидируют в 2011 году по объему переработанных грузов?
- Ведущими стивидорными компаниями являются филиал «Ростовский» ОАО «НЗНП», «Юг Руси», ООО «Ростовский универсальный порт», ОАО «Ростовский порт» и АИК «Астон». Нефтеперерабатывающий завод обеспечил отгрузку 2 млн тонн нефтепродуктов. «Юг Руси» - 1 млн 800 перевалил зерновых. ООО «Ростовский универсальный порт» – 1 млн 600 тыс. тонн. ОАО «Ростовский порт» – 1 млн 300 тыс. тонн. АИК «Астон» - 1 млн 100 тыс. тонн.
- Чем вызвана положительная динамика?
- Рост грузооборота обусловлен двумя факторами. Во-первых, мы в конце 2010 года запустили два причала для перевозки нефтепродуктов. Это дало большой рост. Во-вторых, в июле 2011 года Правительство России сняло эмбарго на экспорт зерновых. В результате грузооборот вырос на 3 млн тонн грузов.
- Действует ли в порту система бескомиссионного досмотра?
- Действует, но не в полном объеме. Это обусловлено тем, что порт не принят межведомственной комиссией (МВК). Сегодня у нас ведется реконструкция порта, которая должна завершиться в 2012 году. Границы порта уже определены и подписано соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации о границах морского порта Ростов-на-Дону. Сейчас производится определение границ пункта пропуска. Агентство по обустройству границ после определения границ пункта пропуска будет готовить порт к сдаче межведомственной комиссии.
- Как порт подготовился к работе в зимних условиях?
- Проверена готовность ледоколов и портовых буксиров, которые будут работать в зимних условиях, их техническое состояние, выставлены требования, определены суда по доставке членов государственных контрольных органов в ледовых условиях. Определены причалы, где будут производиться безопасные высадки людей. Проведено совещание с морскими агентами об организации работы в зимний период. На нашем направлении будет работать три линейных ледокола ФГУП «Росморпорт»: «Капитан Чудинов», «Капитан Мошкин» и «Капитан Демидов».
- По какому принципу принимается решение о ледовой проводке того или иного судна?
- Агенты информируют о подходе судов или о готовности выхода из порта (Азовского, Ростовского, Таганрогского). В капитаниях морских портов Азов и Ростов-на-Дону заявки формируются, и отправляют в Таганрог. Михаил Дмитриевич Гибин (капитан морского порта Таганрог – прим. ред.) руководит Штабом ледовой проводки, который формирует караваны судов, дает соответствующее распоряжение для работы ледоколов. При необходимости ледоколы помогают коммерческим судам выйти из порта и проводят суда к приемному бую. У приемного буя формируется общий караван судов из Ростова, Азова и Таганрога и следует в сторону Керченского пролива. В обратном направлении то же самое: формируются заявки на включение в караван – ледокол забирает караван судов и заводит в порты Таганрог, Азов и Ростов.
- Планируется ли рост грузооборота порта в 2012 году?
- Рассчитываем, что в следующем году грузооборот будет на уровне этого года, а может быть и какой-то рост. Но рост зависит от того, какова будет интенсивность речного судоходства, которая связана с уровнями воды на внутренних водных путях. Если Цимлянское водохранилище выдаст необходимые уровни воды для судов работающих на Внутренних водных путях, тогда ожидаем рост грузооборота в Ростовском порту. А если опять будет маловодье, то, естественно, суда будут ограничены по осадке, рост грузооборота под вопросом.
- Расскажите немного о работе портового контроля в Ростове-на-Дону? Были ли случаи задержки судов?
- В течение года Администрация порта зарегистрировала 6403 отхода и 6393 прихода судов. За 2011 год мы осмотрели 347 судов без замечаний, они были в хорошем техническом состоянии. Были выставлены замечания 299 судам, задержано по причине неудовлетворительного технического состояния 9 судов.