logo
Главная Актуально Юбиляры флота в строю

Юбиляры флота в строю

Автор: Елена Ткачева

Портовые буксиры-ледоколы Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» - «Капитан Харчиков» и «Кама» - в этом году отмечают внушительный юбилей – 60 лет на службе. Несмотря на более чем внушительный возраст эти суда продолжают работать в акваториях морских портов Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог, обеспечивая поддержку линейным ледоколам «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов» и «Капитан Демидов».


Поздравить экипажи судов-юбиляров приехало на борт руководство АБФ ФГУП «Росморпорт».

«Корабли, как и люди, имеют свои судьбы. Какой-то корабль незаметен, какой-то вершит героическую историю… Нашему «дедушке» - буксиру-ледоколу «Капитан Харчиков» - уже 60 лет. Для судна – это огромное достижение, немногие суда доживают до такого возраста. Вне всякого сомнения, это - заслуга экипажа, и живет судно благодаря вам. Надеюсь, что здоровье «Капитана Харчикова» будет таким же прочным в ваших руках, как и сейчас, и ждет его еще много лет борьбы со льдом и обеспечения судоходства в зоне ответственности Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», - подчеркнул директор филиала Валерий Таткало, поздравляя экипаж «Капитана Харчикова».

Несмотря на почтенный возраст, буксиры-ледоколы находятся в хорошем техническом состоянии. В 2017 году «Капитан Харчиков» прошел капитальный ремонт левого двигателя, а «Кама» - в прошлом, 2016, году - средний ремонт с докованием.

Судьбы этих двух судов так похожи: они были спущены на воду в 1957 году, работали на севере, а теперь трудятся в портах Азовского моря. В ледовую навигацию 2017-2018 годов на «Капитане Харчикове» будет работать новый капитан – Дмитрий Просветов, на «Каме» тоже произошла смена капитанов, на мостик заступил Константин Сигаев. С судами они хорошо знакомы, не первый год работают на буксирах-ледоколах в коварных южных льдах.

«Этот ледокол был построен специально для реки, очень маневренный. Корпус хорошо идет по льду… - хвалит судно Дмитрий Просветов. – Экипаж тоже большую роль играет. Костяк у нас практически неизменный, изредка меняется рядовой состав. Понимаем друг друга уже с полуслова. Пароход еще будет в строю, если в него душу вкладывать. Вообще наш «дедушка» еще побегает, если за ним следить. У нас ледовый пояс до сих пор родной с постройки!».

Первоначально буксир-ледокол «Капитан Харчиков» назывался «Ока», но в 2002 году ему присвоили имя знаменитого донского капитана. Анатолий Андреевич Харчиков за период работы с 1954 по 1991 год в Волго-Донском речном пароходстве прошел путь от штурмана до капитана-наставника. Во время работы капитаном-наставником проявил себя как талантливый организатор проводок судов в сложных ледовых условиях.

Буксир-ледокол «Кама» - младшая сестра «Капитана Харчикова». Оба судна типа «Дон» проекта 16 были построены на «Балтийском заводе» (г. Ленинград, ныне – Санкт-Петербург).  Дизель-электрические буксиры-ледоколы мощностью 1800 л.с. предназначены для прокладывания и поддержания пути во льдах при проводке транспортных судов на реках и водохранилищах, относящихся к разряду "О", а в летнее время используются для буксировки различных судов.

Когда гости прибыли с поздравлениями на «Каму», праздничное мероприятие пришлось немного отложить: первым делом буксир-ледокол должен был завести в порт прибывшее судно и поставить его к причалу в морском порту Таганрог, а уже потом приступили к разрезанию торта в форме буксира-ледокола.

Начальник Таганрогского управления АБФ ФГУП «Росморпорт» Александр Бондаренко подчеркнул, что стабильная работа судна в тяжелых ледовых условиях и безусловное выполнение всех поставленных задач – это заслуга слаженного профессионального экипажа.

По случаю юбилея судов Азовский бассейновый филиал «Росморпорта» выпустил серию лимитированных нагрудных знаков с «Капитан Харчиков»-60 лет» и «Кама»-60 лет», которые вручили членам экипажа вместе с почетными грамотами и благодарственными письмами по итогам работы в зимнюю навигацию 2016-2017 года.