logo
Главная Актуально Нижегородский речной порт: ретроспектива

Нижегородский речной порт: ретроспектива

Автор: Сергей Викторов, NNnovosti.ru

В этом году речному порту в Нижнем Новгороде исполняется 85 лет. Большой структуры, которая была создана в СССР, больше нет. Остались лишь небольшие промышленные участки бывшего Нижегородского порта на Оке и Волге. Порт остался в памяти людей…

Вид на Стрелку, где был расположен Горьковский порт

Вид на Стрелку, где был расположен Горьковский порт

В 1920-е годы советское правительство поставило задачу: «Для передачи грузов с воды на рельсы и обратно необходимо разработать и построить ряд речных портов…» В том числе, говорилось, что порт должен быть оборудован и в Нижнем Новгороде.

В это время было более 30 неблагоустроенных причалов. Перегрузочные работы выполнялись вручную или с помощью простейших механизмов – транспортеров, лебедок…

Нижегородский речной порт: ретроспектива

Приказом Народного комиссариата водного транспорта №94 от 7 марта 1932 года в г. Горьком был образован Нижегородский речной порт. В ноябре был переименован в Горьковский речной порт.

Механизация погрузки-выгрузки на участке 6 района Сибирских пристаней ВГРП. Передвижной конвейер «Штор» укладывает мешки в бунт. Снято 27 октября 1928 г.

Механизация погрузки-выгрузки на участке 6 района Сибирских пристаней ВГРП. Передвижной конвейер «Штор» укладывает мешки в бунт. Снято 27 октября 1928 г.

В 1934 г. на Стрелке началось строительство первых на Волге благоустроенных причалов с вертикальной причальной стенкой из бетонного монолита на свайном основании. В 1939 г. причальная стенка протяженностью 440 метров была введена в эксплуатацию с двумя крытыми двухэтажными складами и подъездными железнодорожными путями.

Работа грузчиков. Сибирские пристани, 1926 г.

Работа грузчиков. Сибирские пристани, 1926 г.

В начальный период развития порта вопросами механизации перегрузочных работ занималась группа под руководством инженера Н.Н. Кабачинского.

Погрузка мешков с овсом в вагоны с помощью передвижного конвейера «Штор». Снято 26 октября 1928 г.

Погрузка мешков с овсом в вагоны с помощью передвижного конвейера «Штор». Снято 26 октября 1928 г.

В 1936 г. на Сибирские пристани поступили первые паровые плавкраны типа «Старый бурлак» грузоподъемностью 1,5 т – всего три единицы. В 1939 г. введены в эксплуатацию четырех портальных крана «Кировец» грузоподъемностью 2 т. Порт становится пунктом перевалки грузов с железной дороги на воду и обратно.

Транспортировка бочкового груза на электрокарах. 1948г.

Транспортировка бочкового груза на электрокарах. 1948г.

Платформа двойного наклонного выгружателя конструкции инженера Н.Н. Кабачинского.  Фото: Трюмовой выгружатель в действии.

Платформа двойного наклонного выгружателя конструкции инженера Н.Н. Кабачинского.
Фото: Трюмовой выгружатель в действии.

К концу 1940 года порт имел шесть плавучих кранов грузоподъемностью 1,5 т типа «Старый бурлак», четыре портальных крана «Кировец» грузоподъемностью 2 т, 69 ленточных транспортеров, 27 электрокаров, три электротягача, два штабелеукладчика и др.

Судно-автомобилевоз (жигулевоз) в порту Тольятти. По приходу в Горьковский порт выгрузка производилась своим ходом через мост тяжеловесов (постройки 1956-57гг.), который располагался у окончания Окской стенки около диспетчерской.

Судно-автомобилевоз (жигулевоз) в порту Тольятти. По приходу в Горьковский порт выгрузка производилась своим ходом через мост тяжеловесов (постройки 1956-57гг.), который располагался у окончания Окской стенки около диспетчерской.

Построенный при Советской власти Горьковский порт стал одним из самых крупных на Волге.

Причалы ЦГР Горьковского порта. 1960-1965гг. ШП, пр. 576, всего было построено 125 ед. Слева направо: краны «Ганц» и два «Кировца»

Причалы ЦГР Горьковского порта. 1960-1965гг. ШП, пр. 576, всего было построено 125 ед. Слева направо: краны «Ганц» и два «Кировца».

Применение малой механизации в период первой пятилетки. Перегрузка бочкового груза.

Применение малой механизации в период первой пятилетки. Перегрузка бочкового груза.

В послевоенное время особое внимание было уделено горьковским портовикам. Достаточно сказать, что из 22 млн 600 тысяч рублей, ассигнованных на восстановление портов и пристаней Волги, более двух третей (15 млн) выделялось Горьковскому порту. Порт усиленно оснащался техникой: четыре портальных, восемь плавучих кранов, 12 автоэлектропогрузчиков. В 1950 г. получен первый плавучий кран «РМЗ» №7 грузоподъемностью 3 т с двухбарабанной лебедкой. Для сыпучих грузов начали внедряться грейферы. На перегрузке тарно-штучных грузов стали применять контейнерные площадки.

Подготовка автомашин к погрузке на судно. Фото В. Войтенко.

Подготовка автомашин к погрузке на судно. Фото В. Войтенко.

Новая техника пришла на помощь речникам для перегрузки металлолома с помощью магнитной шайбы

Новая техника пришла на помощь речникам для перегрузки металлолома с помощью магнитной шайбы.

К 1957 г. порт имел 18 причалов, в том числе 4 крупных современных причала с железобетонными стенками, протяженностью около 450 погонных метров. Общая протяженность его причального фронта составляла свыше 1800 погонных метра.

Перегрузка плодо-овощной продукции

Перегрузка плодо-овощной продукции.

Захват для поддонов, т.к. широкое применение на перегрузке тарно-штучных грузов использовались поддоны. Совмещение профессий - грузчик – водитель электрокара на отцепке поддона. ( 4 операции ).

Захват для поддонов, т.к. широкое применение на перегрузке тарно-штучных грузов использовались поддоны. Совмещение профессий - грузчик – водитель электрокара на отцепке поддона. ( 4 операции ).

Полуавтоматическое захватное устройство для перегрузки контейнеров. На фото крановщица Горьковского порта – Мария Пономарева.

Полуавтоматическое захватное устройство для перегрузки контейнеров. На фото крановщица Горьковского порта – Мария Пономарева.

На 1 января 1957 года в порту насчитывалось 228 перегрузочных машин и механизмов. Из них кранов— 41, ленточных транспортеров—56, автоэлектрокаров— 65, автопогрузчиков — 25 и прочих механизмов — 86 штук.

Погрузка автомашин «Эмка» в Горьковском порту осуществлялась в ручную. 1934г.

Погрузка автомашин «Эмка» в Горьковском порту осуществлялась в ручную. 1934г.

Грузовое устройство (типа лебедок) сухогрузного теплохода.

Грузовое устройство (типа лебедок) сухогрузного теплохода.

В результате мощного развития материально-производственной базы речного транспорта грузооборот Горьковского водного узла за 1925-1956 годы вырос с 1,5 млн до 5 млн т.

Теплоходы типа "Шестая пятилетка" в ожидании погрузки

Теплоходы типа "Шестая пятилетка" в ожидании погрузки.

В 1967 году в порту установлен кран «Деррик» г/п 100 тонн. В настоящее время этот кран последний остался на Стрелке.

В 1967 году в порту установлен кран «Деррик» г/п 100 тонн. В настоящее время этот кран последний остался на Стрелке.

Все последующие годы, вплоть до начала 1990-х, неизменно увеличивая объемы переработки грузов, Горьковский порт прочно удерживал звание одного из мощнейших речных портов страны. 1994 г. – Нижегородский порт преобразован в ОАО «Нижегородский порт».

Площадка для накопления контейнеров и перегрузка портальными кранами «Ганц» и «Альбатрос».

Площадка для накопления контейнеров и перегрузка портальными кранами «Ганц» и «Альбатрос».

Центральный грузовой район Горьковского порта

Центральный грузовой район Горьковского порта.

Сухогрузный теплоход «Сормовский-3051» построен в Португалии, ходил по морям и океанам. Доставка груза в Горьковский порт. 

Сухогрузный теплоход «Сормовский-3051» построен в Португалии, ходил по морям и океанам. Доставка груза в Горьковский порт.

Предприятие ОАО "Нижегородский порт", фактически управлявшее грузовым речным портом, в 2017 году проходит стадию ликвидации. Последняя запись в ЕГРЮЛ внесена 27 февраля 2016 г., причина: признание судом ЮЛ банкротом и открытии конкурсного производства.

Стрелка, 2017. Фото: Андрей Орехов

Стрелка, 2017. Фото: Андрей Орехов.

На Стрелке, где располагался порт, ведется строительство стадиона для чемпионата мира по футболу 2018 года и планируется благоустройство территории.

Использованы материалы из книги С. И. Прохорова "Промышленность и транспорт Горьковской области 1917-1957" (Горьковское книжное издательство, 1958 г.) и группы "Музей речного флота" в социальной сети (Галина Абаева).