logo
Главная Актуально Через зажоры и снежуру – на чистую воду

Через зажоры и снежуру – на чистую воду

Автор: Маргарита Бабкова

Ранние морозы в Санкт-Петербурге сформировали у Финляндского моста ледовый зажор, пленивший на Неве 10 судов. Для оказания помощи флоту был создан оперативный штаб, работавший в период с 11 по 21 ноября 2016 года. В настоящее время все суда благополучно вышли из этой ситуации.

В плену у Невы

Ранние морозы не стали для Администрации «Волго-Балт» неожиданными. «Все было бы хорошо,  если в придачу к морозам не прибавились обильные снегопады (в период с 6 по 10 ноября), - пояснил начальник службы регулирования движения судов ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Аркадий Биргер. - Смесь молодого льда и снега образовала снежуру, в результате чего получился зажор у Финляндского моста».

В принципе, это явление достаточно распространенное и случается почти каждый год именно у Финляндского моста. Специально для ликвидации таких зажоров город располагает ледокольным судном «Невская застава». «Ситуация в этом году осложнилась тем, что все это произошло раньше, и не все суда успели пройти», - отметил  Аркадий Биргер.

Заложниками ситуации стали 10 судов, среди которых два груженых нефтепродуктами танкера. Отметим, все суда имели необходимый ледовый класс.

«Преодолеть барьер у Финляндского моста не получилось, несмотря на несколько попыток, предпринятых нами с помощью городских структур и МЧС», - сказал начальник службы регулирования движения судов.

По его словам, суда стояли на открытой воде в безопасном месте, за исключением одного - судна «Омский-132», которое успело войти в лед. «Мы его планировали провести с помощью индивидуальной проводки ледоколами, но это не получилось. Тогда судно в штатном режиме вывели назад – выше Володарского моста», - пояснил представитель «Волго-Балта».

Можно ли было предугадать формирование такого зажора в это время года? Даже если бы такой прогноз был озвучен за 2-3 дня, ситуация, скорее всего, не изменилась бы, ведь суда уже были на акватории Волго-Балта, протяженность которого, к слову сказать, составляет порядка 850 км.

Отметим, самым неприятным последствием для судовладельцев могла стать зимовка судов на Неве, что привело бы к существенным финансовым потерям.

Однако в сложившуюся ситуацию внесла свои коррективы погода: южные ветра отогнали лед из бухты Петрокрепость, не дав ему возможности выйти в Неву, также вмешались положительные температуры и дождь. Кроме того, в освобождении судов активное участие принимали ледоколы «Невская застава», «Капитан Плахин» и «Капитан Измайлов».

«Зажор стал слабее, его подтолкнули, и постепенно он рассосался. Таким образом, все суда благополучно вышли из этой ситуации», - подытожил Аркадий Биргер.

В настоящее время Администрация «Волго-Балт» имеет две заявки на прохождение судов по Неве. При этом администрация информирует судовладельцев о возможных проблемах с ледоставом и ледоходом на Неве.

Штаб работал круглые сутки

В свою очередь начальник центра Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС по Петербургу Александр Радько рассказал, что оперативный штаб был создан непосредственно на месте – у Финляндского моста в Пожарной части на улице Обуховской обороны. «На компьютерах в онлайн режиме смотрели за всеми перемещениями судов с точностью до метра, также обеспечивалась связь с буксирами. В результате, за две ночи ситуация была решена», - пояснил Александр Радько, добавив, что все решения были приняты грамотно, сил и средств было достаточно.

Он подчеркнул, что главной задачей штаба было сохранить суда и мосты Санкт-Петербурга. Допустить повреждения Финляндского моста – железнодорожного путепровода федерального значения было нельзя. Повреждение остальных мостов в центре Санкт-Петербурга также могло привести к серьезным для города последствиям.

Судовладельцы работу оценили

Необходимо отметить, что не все судоходные компании остались довольны, однако большинство судовладельцев высоко оценили работу штаба и Администрации «Волго-Балт» по организации вывода судов.

«Только в результате оперативной работы ледового штаба, созданного руководством Волго-Балтийского бассейнового управления внутренних водных путей, удалось вывести суда из Невы, которая непредвиденно покрылась льдом в середине ноября до окончания транзитной навигации, - отметил директор московского представительства судоходной компании «Палмали» Александр Шадрин. - Руководители Волго-Балта не просто выполняли свои должностные обязанности, они «горели на работе», не спали сутками, пытались помочь экипажам и сохранить имущество компаний – не повредить корпуса судов. Не было суеты, не было лишних разговоров и обещаний. Профессионалы работали четко, делали все, что возможно в такой форс-мажорной ситуации».

К «Палмали» присоединились «Северо-Западное пароходство»  и «АФОС Логистик», которые также выразили благодарность всем участника операции по освобождению судов.