logo
Главная Актуально Речной туризм: влияние водных ресурсов

Речной туризм: влияние водных ресурсов

Автор: По материалам Минкультуры России

«Российскому судоходству» в преддверии Госсовета России, посвященного проблеме внутренних водных путей (ВВП), в Министерстве культуры РФ рассказали о влиянии водных ресурсов на функционирование речной туристической отрасли и ключевых факторах, сдерживающих ее развитие.

ВВП России проходят по территории 60 субъектов Российской Федерации. Практически в каждом регионе ВВП имеют свои особенности, связанные с расположением региона, его транспортной сетью, наличием связи с морскими бассейнами и др.

Руководитель Департамента туризма и региональной политики Министерства культуры РФ Ольга Ярилова отметила: «Для таких регионов, как Республика Саха, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Астраханская, Архангельская, Ростовская, Ленинградская области, неразрывная связь речных и морских бассейнов является особенно значимым аспектом. Для ряда регионов – Хабаровского края, Калининградской и Амурской областей – в числе прочих актуальны и вопросы, касающиеся перевозок на пограничных реках».

Популярные маршруты

Пассажирские перевозки по ВВП на туристских маршрутах пользуются популярностью у российских и иностранных граждан, демонстрируя достаточно стабильные количественные показатели на протяжении многих лет. Объемы перевозок пассажиров на туристских маршрутах по внутренним водным путям составляют 300 - 400 тыс. человек в год.

При осуществлении речного круиза создается уникальный туристический продукт: судно, обеспечивая перемещение, является транспортным средством, средством размещения туристов и объектом, где производится общественное питание.

Наибольшее количество маршрутов осуществляется на Единой глубоководной системе европейской части России. Наиболее популярным у российских и зарубежных туристов является маршрут между Москвой, Санкт-Петербургом и городами Поволжья. При этом часть объектов показа доступны только с ВВП (острова Кижи, Валаам, Коневец и другие).

По сибирским рекам пока ходит всего по одному (на Лене два- Демьян Бедный и Михаил Светлов) круизному трех-четырехпалубному теплоходу: по Лене – от Якутска до Игарки, по Енисею – из Красноярска до Дудинки, по Оби и Иртышу – от Омска до Ханты-Мансийска и другие.

В настоящее время осуществляются краткосрочные (2-3 дня), среднесрочные (5-10 дней) и долгосрочные рейсы (12-22 дня). Средняя дальность перевозки порядка 1000 км. Среднее время пребывания российских туристов в круизе составляет примерно 5-7 дней, иностранных – 10-14 дней. По оценкам экспертов, иностранный турист в день (кроме стоимости путевки, которую уплачивает судоходной компании – туроператору) тратит в день сумму, эквивалентную 100 долларам США.

Сегодня для речных круизов используется менее 100 крупных судов, средний возраст которых составляет около 43 лет. Практически весь состав круизного речного флота был построен в советский период. Судовладельцы вынуждены вкладывать серьезные финансовые средства в техническое содержание судов для поддержания их в соответствии с требованиями технических регламентов и обеспечения безопасности судоходства.

При этом уровень комфорта зависит от базового проекта серии пассажирских судов и от конкретных результатов модернизации и переоборудования, которые провел конкретный судовладелец на конкретном судне.

«С целью улучшения качества обслуживания пассажиров судоходные компании предпринимают технические меры: увеличение площади кают, их оборудование, увеличение площади санблоков, совершенствование общественных помещений: рестораны, бары, детские комнаты, магазины сувениров. Предпринимаются меры организационного характера – создаются новые туристические продукты, расширяется маршрутная сеть, детские программы, совершенствуется тематическое наполнение круизных программ. Например, круизы с этнографической направленностью, на что обращалось внимание на Государственном совете Российской Федерации по туризму, прошедшем в 2015 году. Совершенствуется и информирование потенциальных туристов о предлагаемых круизах на официальных сайтах судоходных компаний, включая, например, виртуальные экскурсии по теплоходам, создание онлайн-чатов. Происходит объединение круизных компаний в регионах для совместного продвижения круизного турпродукта. Информационную поддержку круизам оказывают региональные туристские информационные центры. Развивается система электронного бронирования и продажи путевок», - отметил заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев.

Сдерживающие факторы развития

Между тем, на пути развития круизного туризма стоят несколько серьезных проблем, в том числе отсутствие развитой инфраструктуры (необорудованность причалов, обмеление русла рек, отсутствие оборудованных «зеленых стоянок»); высокая степень изношенности судов, большие затраты на их техническое переоборудование и реконструкцию, высокая стоимость постройки новых туристических судов при росте процентных ставок по кредитам; недостаток рекламно-информационных материалов и слабое продвижение турпродукта; визовые ограничения для иностранных туристов. Развитию круизного туризма также препятствует также наличие лимитирующих участков на ЕГС (Городецкие шлюзы, Нижне-Свирский шлюз, Нижний Дон), что в условиях мелководья в 2014-2015 годах привело к большим финансовым потерям судовладельцев и туроператоров.

Основные проблемы большинства портов заключаются в старении производственных фондов, высокой степени износа причальных сооружений, портового перегрузочного оборудования, транспортного и служебно-вспомогательного флота, неурегулированности имущественных отношений по причальным сооружениям.

За последние двадцать лет порты стали слабым звеном в системе внутреннего водного транспорта страны. Причальные сооружения постройки 50-60-х годов прошлого столетия имеют износ 60-70%, а все портовые гидротехнические сооружения в среднем по России – 49-54%.

Ситуация усугубляется тем, что до сих пор не урегулированы взаимоотношения между государством, которому принадлежат эти сооружения (балансодержателем причальных сооружений, относящихся к федеральной собственности, являются территориальные управления Росимущества), и эксплуатирующими организациями – акционерными обществами. Со времени приватизации имущества в портах прошло 20 лет, однако за эти годы государством не выделялись средства для поддержания причальных сооружений в работоспособном состоянии, а акционерные общества не имели правовой основы для привлечения собственных средств на ремонт не принадлежащего им имущества.

Приоритетные направления развития

Отметим, условиями развития круизного туризма являются: повышение качественных параметров внутренних водных путей, ликвидация «узких» мест на Единой глубоководной системе европейской части России, создание финансовых механизмов, достаточных для обновления состава пассажирского флота, совершенствование российского законодательства в части предоставления возможности безвизового въезда иностранных граждан-пассажиров речных круизных судов на срок до 15 суток, проведение рекламной компании на национальном и мировом туристическом рынках.

В целях развития социально-значимых пассажирских перевозок на ВВТ необходимо:
- проведение полной реконструкции причальной стенки Волгоградского речного порта и прилегающей территории для улучшения качества обслуживания туристических теплоходов, прибывающих в город-герой, а также создание дополнительной инфраструктуры для организации прогулочных рейсов в акватории г.Волгоград;
– развитие инфраструктуры прогулочных рейсов по Куйбышевскому водохранилищу, которые пользуются популярностью, требует особого внимания и поддержки, в части продолжения реализации проекта «Симбирская Гавань» (Ульяновская область);
– требуется реконструкция пассажирской пристани Уфа (Республика Башкортостан).
– ускорение строительства Нижегородского низконапорного гидроузла на р. Волге (Нижегородская область);
– реконструкция причальной стенки и прилегающей территории пассажирского причала в г. Нижний Новгород (Нижегородская область);
– реконструкция причальной стенки и прилегающей территории пассажирского причала в г. Самара.
– проведение траления (дноуглубительные работы) судоходного участка на подходе к причальной стенке в г. Сызрань (Самарская область) для обеспечения судозаходов круизных теплоходов с соответствующей осадкой.
– строительство и реконструкция пассажирских причалов для стоянки пассажирских судов и объектов инфраструктуры в пунктах Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, имеющих большое культурное и историческое значение (г. Камышин (Волгоградская область), г. Балаково (Саратовкая область), г. Сызрань (Самарская область), г. Кинешма (Ивановская область), г. Кимры (Тверская область), г. Шлиссельбург (Ленинградская область)); причал Орешек (Ленинградская обл.), причал в Новой Ладоге для возможности поездок в Старую Ладогу (Ленинградской обл.), пассажирский причал в г.Медвежьегорск (Республики Карелия). Отсутствует причал в г.Рязань, хотя благодаря строительству нового Кузьминского гидроузла восстановлено движение круизных судов по Оке.
– увеличение протяженности ВВП с освещаемой и отражательной обстановкой, увеличение пропускной способности судопропускных гидротехнических сооружений путем их реконструкции и разработке научно-обоснованных правил (Санкт-Петербург);
– модернизация портовых гидротехнических сооружений;
– строительство современных и безопасных пассажирских причалов;

Улучшение качественных параметров внутренних водных путей по предложениям субъектов Российской Федерации необходимо в:  Алтайском крае;  Архангельской области;  Астраханской области;  Республике Башкортостан; Волгоградской области; Воронежской области;  Забайкальском крае;  Иркутской области;  Калининградской области;  Калужской области;   Кировской области; Республике Коми;  Краснодарском крае; Ленинградской области; Липецкой области; г. Москва; Ненецком АО; Республике Коми; Нижегородской области; Новгородской области; Пермском крае; Самарской области; Рязанской области; Республике Саха (Якутия); Тверской области; Томской области; Республике Тыва; Тюменской области; Ульяновской области; Хабаровском крае; Ханты-Мансийском АО; Чукотском крае; Ямало-Ненецком АО.

Подытоживая отметим, полная реализация потенциала развития речных круизов в Российской Федерации позволит не только увеличить доходы отрасли, но и обеспечить ускоренное развитие сопутствующих бизнесов, повысить престиж туризма в Российской Федерации и добиться структурных сдвигов в таких сферах как экология, благоустройство городов, а также станет новым шансом для социально-культурного развития малых городов, расположенных на круизных маршрутах.