«Морские» и «речные» приоритеты северо-западных регионов
Автор: Маргарита Малышева
Администрации 11 регионов, входящих в Северо-Западный федеральный округ, представили крупные инфраструктурные проекты для включения их в качестве приоритетных в стратегическую программу «Социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года».
В перечень наряду с другими входят и проекты, связанные с развитием водного транспорта и портовой инфраструктуры.
Правительство Карелии считает, что республике необходимо строительство нового глубоководного морского торгового порта в Беломорске и реконструкция объектов Беломорско-Балтийского канала.
Архангельская область обозначила в перечне стратегических направлений развитие судостроения, которое, по мнению экспертов области, должно получить толчок к развитию в связи с увеличением оборонного заказа и спроса на платформы для добычи нефти и газа на шельфе. Основываясь на эти расчетах, Архангельская область внесла в перечень проекты реконструкции и строительства объектов инфраструктуры в морском порту Архангельск и создания глубоководного района «Северный».
Власти Ненецкого автономного округа (НАО) в своей заявке указали, что считают необходимым повысить эффективность использования речной сети. В документах, представленных НАО, говорится также о необходимости использования потенциала береговой линии Печорского моря для организации поставки нефти и газа на мировые рынки (терминал «Варандей»; терминал сжиженного природного газа (СПГ) в поселке Индига). Авторы проекта считают, что в ходе освоения Арктики будет осуществлено развитие портового комплекса в этом населенном пункте. Они напоминают, что строительство нового порта и железнодорожной магистрали Сосногорск-Индига предусмотрено Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года и Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года.
Эксперты Вологодской области среди ключевых проектов экономического развития назвали формирование мультимодальной транспортной сети, обеспечивающей эффективную логистику движения грузов и пассажиров, реконструкцию станций, шлюзов и гидротехнических сооружений, речных вокзалов на территории Вологодской области.
В документах, подготовленных Калининградской областью, указывается, что в регионе особое место занимает морской транспорт, который может стать одним из ключевых элементов специализации Калининградской области на российском Северо-Западе и в макрорегионе Балтика. К числу ключевых отраслей экономики, имеющих шансы для своего развития в условиях российского Северо-запада и макрорегиона Балтики, следует отнести транспортно-логистический комплекс, на долю которого приходится 9% валового регионального продукта (ВРП), говорится в документе. В качестве стратегических направлений Калининградская область рассматривает развитие надежной паромной линии в направлении Балтийск – Усть-Луга – Санкт-Петербург и строительство верфи в пос. Взморье.
Правительство Ленинградской области также считает, что стратегической основой экономического развития области на долгосрочную перспективу станут транспортно-логистический комплекс и транспортная инфраструктура. В настоящее время наиболее крупными инвестиционными проектами в промышленности являются проекты развития морских портов в Приморске и Усть-Луге. Определенные надежды эксперты Ленобласти возлагают на то, что получит развитие автомобильно-железнодорожный паромный комплекс в Усть-Луге, который соединит область с Калининградом и Германией.
Мурманская область, разрабатывая планы на перспективу, указала на то, что важнейшее значение имеет реализация проекта «Комплексное развитие инфраструктуры Мурманского транспортного узла», в соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России» (2010-2015 годы). Целью проекта является использование потенциала Мурманского транспортного узла (МТУ) для обслуживания грузопотоков Северного Морского Пути, международного транспортного коридора «Север-Юг», а также грузов углеводородного сырья, связанных с разработкой и эксплуатацией шельфовых месторождений. В рамках проекта планируется строительство новых портовых перегрузочных комплексов, морского контейнерного и логистического терминалов, развитие сети подъездных железнодорожных и автомобильных дорог, а также других объектов.
Кроме того, Мурманская область заявила, что ей необходимо создание рыбопромышленного кластера, которое будет происходить на новой технологической и организационной основе. Помимо осуществления модернизации рыболовецкого флота для океанического и прибрежного рыболовства, предполагается строительство перерабатывающих цехов и инфраструктуры хранения.
Основными инвестиционными проектами, реализуемыми полностью или частично в период до 2020 года, в документах названы: проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», проект «Комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения», включая строительство завода сжиженного природного газа и газопровода, и «Создание транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного, автовокзалов с обустройством прилегающих территорий, аэропортовой сети, автодорожных подходов к морскому вокзалу».
Одним из самых подробных стал план Санкт-Петербурга, чье приграничное и приморское положение, близость к Европейскому союзу и Москве в сочетании с ростом международной торговли должны способствовать развитию города как важнейшего транспортного узла на направлении Россия - Европейский союз. В документах, представленных Санкт-Петербургом, указывается, что важнейшей задачей станет реконструкция и расширение мощностей Большого порта Санкт-Петербург, строительство новых терминалов и аванпортов, таких как Бронка. Возможно выделение всего пригодного для подхода судов побережья для территории порта, проведение дноуглубительных работ в целях обеспечения необходимой глубины фарватера для крупнотоннажных судов. Будет завершено строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, Западного скоростного диаметра. Эти дороги позволят разгрузить Санкт-Петербург от транзитного грузового автомобильного транспорта.
Давая подробный сценарий развития Большого порта Санкт-Петербург, петербургские специалисты указали, что в деятельности порта определяющую роль играют ориентация на специализацию перевалочных мощностей и изменение структуры грузопотоков в пользу наиболее дорогих, технологичных и экологически чистых грузов (прежде всего – контейнерных, рефрижераторных и накатных).
В августе 2011 года состоялось заседание подкомиссии по Северо-Западному федеральному округу Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение. На нем были названы проекты, которые получили статус приоритетных. Среди них - комплексное развитие Мурманского транспортного узла, строительство рыборазводного завода и рыбоперерабатывающего предприятия на территории Ненецкого АО, строительство глубоководного порта у Архангельска (в рамках проекта Белокомур).