Спустя год «Олекма» вернулся домой
Операция по подъему и возвращению в затон Якутского РВПиС землесоса «Олекма», год назад севшего на мель около переката Еловский на реке Лена, а затем затонувшего, успешно завершилась 13 октября 2015 года. В ФБУ «Администрация Ленского бассейна» отраслевому порталу «Российско судоходство» рассказали, как проходила спасательная операция.
Обстоятельства, предшествующие затоплению землесоса
Землесос «Олекма» с 04 июля по 16 октября 2014 года работал на перекате Верхний Олекминский, обеспечивая гарантированные глубины на данном участке.
17 октября 2014 года после окончания работ землесос «Олекма» вышел в направлении порта приписки Якутск и должен был прийти к 21 октября 2014 г. На пути следования землесоса наблюдалось раннее льдообразование разной степени интенсивности. При совершении оборота для постановки судна на якорь перед перекатом Еловский, в темное время суток 19 октября 2014 г. в 2 часа местного времени, была совершена посадка на мель. Для оказания помощи в снятии землесоса были направлены буксир «Кута» (проект Р-33) Якутского РВПиС и буксир «ОТ-2129» ООО СК «Якутск». Буксирам удалось снять с мели землесос в условиях ледообразования, но отбуксировать его к плановому месту отстоя не позволил ледостав. Караван из судов смог подняться вверх по реке около 500 метров и остался на внеплановом отстое на 2015 км реки Лена.
Выполнение мероприятий по безопасному отстою
ФБУ «Администрация Ленского бассейна» был разработан план мероприятий для безопасного отстоя землесоса «Олекма» в незапланированном месте в зимний период. До наступления весеннего ледохода все мероприятия были выполнены, основными из них являлись зачернение и распиловка льда по периметру судна, выморозка ВРК, устранение водотечности корпуса, обеспечение необходимым снабжением, в том числе ГСМ.
Положение землесоса после затопления
В связи с непредсказуемым характером ледохода на 2015-м км реки Лена, стремительного уровня подъема воды в месте отстоя каравана судов из-за затора выше по течению в п. Солянка, непромыванием переката и находящейся выше по течению 2027,5 км р. Лена на правом берегу боковой речкой Туолба и низкими майскими температурами воздуха не произошло образование закраин реки, местного разрушения и разряжения льда, возможности отхода и укрытия от ледохода каравана судов по разводьям.
Утром 09.05.2015г. землесос «Олекма» с двумя буксирами «ОТ-2129» и «Кута», направленными для спасения осенью 2014 года, сорвало с переката сплошным льдом и после многочисленных попыток уйти в безопасное место с момента движения во льду суда на 2005-м км р. Лена разорвало друг от друга. Землесос «Олекма» получил повреждения корпуса. Борьба за живучесть судна продолжалась до тех пор, пока оставалась возможность сохранения человеческих жизней. После очередного сжатия льдом и получения очередной пробоины в корпусе было отдано распоряжение экипажу покинуть судно.
На 1993-м км реки Лена, набрав в корпус критическое количество воды, судно погрузилось в воду левым бортом. Землесос продолжал получать повреждения льдинами, что привело к разрушению части надстройки судна и отрыву рулевой рубки.
В дальнейшем было определено, что «Олекма» затонула носом против течения в семистах метрах левее оси судового хода и в семистах метрах от коренного левого берега. Судно лежало на грунте с креном на левый борт - 138 градусов и дифферентом на нос - 3,0 градуса.
План подъема, схема раскрепления для переворачивания землесоса на ровный киль.
Для составления плана подъёма землесоса на первом этапе была проведена изыскательская съемка, в ходе которой определены точные координаты нахождения землесоса, составлена точная карта окружающих глубин, карта глубин подходов к землесосу от судового хода, подходов от судового хода к левому берегу для разгрузки и погрузки автотракторной техники, замерены и нанесены на карту расстояния от землесоса до берега и судового хода.
В период с 27.06.2015 г. по 01.07.2015 г. водолазной фирмой «ООО Гольфстрим» г. Иркутск было проведено водолазное обследование судна с целью определения состояния погруженной части судна, рельефа дна и количества наносов.
В связи с высокой стоимостью необходимой оснастки, отсутствием предложений от крупных судоподъемных организаций, ФБУ «Администрация Ленского бассейна» самостоятельно разработало план проведения аварийно-спасательных работ по подъему з/с «Олёкма» проекта 1-517-03 на 1993-м км р. Лена, включающий в себя комплекс мер по осуществлению судоподъемной операции, расчетов, проектирования необходимого такелажа, обеспечения экологической безопасности и т.д.
Технологически план был разделен на два этапа:
1-й этап – установка судна на ровный киль (переворачивание).
2-й этап – придание плавучести землесосу и буксировка в г. Якутск.
С самого начала было ясно, что наиболее технически сложной дорогостоящей задачей станет разворот судна на днище. Выполненные расчеты показали, что для обеспечения поворота судна потребуется преодолеть опрокидывающий момент порядка 4000 тс*м, а минимальное тяговое усилие при приложении его к наивысшей точке выступающего над водой правого борта для преодоления такого момента составляет не менее 450 тс.
Применение при повороте судна плавучих кранов и килекторных судов исключалось по причине отсутствия таковых в бассейне реки Лена, а использование жестких или мягких судоподъемных понтонов по причине их неэффективности при таких глубинах и таком положении судна. Единственным возможным решением представлялось осуществление спрямления судна с помощью лебедок установленных на левом коренном берегу.
Было принято решение произвести переворачивание на ровный киль с помощью двух лебедок типа ЛП 152, которые при работе с одно роликовым полиспастом обеспечивает тяговое усилие 300 тс каждая.
На основании предварительного плана, результатов водолазного обследования и полученной информации относительно сроков поставки необходимых в судоподъемной операции оборудования и материалов, 13.07.2015 г. разработан и утвержден график аварийно- спасательных работ по подъему з/с «Олекма».
Автономные дизельные лебедки типа ЛП 152 были взяты в аренду в находящихся на территории г. Якутска организациях, где они, как правило, использовались при протяжке трубопроводов через водные препятствия.
Для подготовки подготовительных работ в район аварии была направлена бригада с тяжелой строительной техникой, брандвахта для проживания аварийно-спасательной бригады, 16-тонный плавкран, баржа с оборудованием и материалами, а так же два буксирных судна.
Непосредственно на месте работа велась параллельно с двух сторон:
На берегу выполнялись работы по закладке четырех мертвых якорей, каждый якорь представляет из себя пачки по 15 лиственничных бревен диаметром 300 мм и 4-х свай, уложенных в траншею, усиленную бетонной плитой на глубину трех метров, за которые закреплен и выведен на поверхность под углом около 30 градусов к горизонту металлический трос диаметром 62 мм, подготовки площадки и установка двух лебедок ЛП152 (150тс) и двух однороликовых полиспастов на 300 тс, заделка их за мертвые якоря; установка двух семироликовых обкатных блоков, служащих в купе с роликами, закрепленными на судне для равномерного распределения усилий на корпус землесоса.
На судне: заварка забортных отверстий и ремонт доступных повреждений обшивки корпуса судна общей площадью 40 квадратных метров; приварка вдоль правого борта судна на палубный стрингер на участке с 8,5 по 97,5 шп. подкрепляющей полосы из стали РСВ 20х300. Приварка на подкрепляющую полосу 24 крюков из круга 65 мм их стали 09Г2С, из них 12 на участке с 11 по 41 шп. и 12 на участке с 64 по 95 шп.; заделка за крюки 12-х поводков их каната 36 мм с блоками. Для защиты троса и корпуса судна от повреждений а также с целью распределения нагрузки в местах изгиба троса (районы шистрека и подворота) установка прокладок из лафета. Так же из-за аномально низкого уровня воды в р. Лена возникла необходимость в проведении дноуглубительных работ для безопасной посадки переворачиваемого землесоса днищем на грунт, которые были выполнены с помощью плавучего крана.
В это время в администрации Ленского бассейна и Якутском РВПиС велась работа по обеспечению спасательной операции необходимым материалами и оборудованием. Были в кратчайшие сроки изготовлены один тяговый полиспаст и два обкатных семироликовых блока грузоподъёмностью 300 тонн, двадцать четыре кованых крюка и двенадцать блоков грузоподьемностью 30 тонн.
Заключительным трудоемким и ответственным этапом подготовительных работ для переворота землесоса согласно утвержденного плана был процесс заводки стального каната диаметром 30,5 мм между закреплёнными на судне блоками и обкатными блоками на берегу, ведь каждая вставка длиной примерно 7 км собиралась на месте из нескольких канатов меньшей длины и всего одно некачественное соединение в последствии могло стать причиной ее разрыва и, как следствие, срыва всей операции. Однако, как выяснилось в ходе подъёма, и эта часть подготовки была выполнена на должном уровне. На этом подготовительные работы были закончены и принято решения начать судоподъемную операцию.
Общий вес стальных канатов и необходимого такелажа составил около 70 тонн.
Проведение подобных операций требует большой слаженности и четкого выполнения плана всеми ее участниками, во главу угла здесь должна быть поставлена безопасность работ. Поэтому перед началом операции был разработан план производства работ, проведена его детальная проработка с определением роли каждого участника, проведен необходимый инструктаж, в том числе и по технике безопасности. 30 сентября началась операция по перевороту судна. Операция началась с установки ниже по течению от землесоса бонового заграждения для локализации возможной утечки горюче смазочных материалов. После расстановки всех наблюдательных постов была дана команда «Начали!» и начался процесс «перетягивания канатов» между стальной многотонной махиной и двумя сравнительно небольшими лебедками. Поворот судна занял целый день и закончился постановкой судна на киль уже затемно. На следующий день началась операция по откачке воды из отсеков судна для придания ему плавучести, но судно не поддавалось откачке поэтому в течении суток на место было доставлены и установлены дополнительные насосы, в результате чего общая производительность водоотливных средств превысила 1000 куб. метров в час. В ходе откачки так же были обнаружены и устранены полученные в процессе поворота судна повреждения. Даже после того, как большая часть отсеков судна была осушена, осадка судна оставалась слишком большой. Большое количество песка, нанесённого рекой во внутренние помещения судна, препятствовало дальнейшему всплытию судна. Ситуация усугублялось еще и тем, что основная масса песка располагалась вдоль борта и вызывала значительный крен судна на левый борт. Удаление наносов из помещений судна – это весьма трудоемкий и длительный процесс, поэтому было принято решение направить группу водолазов с мощными гидромониторами и эжекторами- такой вариант предусматривался в плане операции подъема. Добиться необходимой осадки для вывода землесоса на 3-х метровую глубину получилось благодаря слаженным действиям по удалению песка из корпуса землесоса, облегчения землесоса путем демонтажа тяжелого палубного оборудования, буксиров и лебедок уже передислоцированных на баржу и работа по вытягиванию землесоса в сторону реки. Для дальнейшего устранения крена была применена баржа водоизмещением 2500 тонн, которая была притоплена и закреплена за левый борт землесоса после чего стало возможным их совместное всплытие.
Буксировка состава в Якутск так же требовала большой осторожности, так как достигнутая осадка землесоса соответствовала существующими глубинами на перекатах, однако благодаря профессионализму экипажа буксира «Кута» в сопровождении путейских судов по участкам, буксировка выполнена успешна и 13 октября 2015 г. землесос «Олекма» вернулся в свой родной затон Якутского РВПиС.