Маловодность ударила по круизам
Минтранс опубликовал распоряжение от 11 июня 2014 года № МС-63-р «О сроках действия ограничения по осадке судов на участке Волжского бассейна внутренних водных путей». Документом предписывалось установить на участке Волжского бассейна внутренних водных путей от Городецких шлюзов № 15 - 16 до г. Балахна срок действия ограничения по осадке судов вследствие низких уровней воды с 11 июня 2014 года до 10 июля 2014 года. Однако за месяц ситуация с глубинами в районе Городецких шлюзов не улучшилась и Федеральное агентство морского и речного транспорта продлило ограничительный режим для судов с осадкой 2,6 м до 20 июля с дальнейшим снижением осадок до 2,5 м вплоть по 10 августа.
Природный фактор самым непосредственным образом сказался на рынке речных круизов, который летом 2014 года рассчитывал на значительный подъем. Однако маловодность Волги, объясняемая бесснежной зимой, заставила судоходные компании сокращать программы для крупных четырехпалубных судов, а вслед за ними и для трехпалубных. Между тем, именно эти теплоходы выполняют большинство длинных круизов, рассчитанных на 2-3 недели.
Так, самые известные маршруты Москва – Астрахань, Санкт-Петербург – Нижний Новгород проходят через Городецкие шлюзы, они популярны как у российских туристов, так и у иностранных, несмотря на значительную стоимость путевок. Как правило, подобные круизы покупаются заранее, и теперь компании вынуждены на ходу менять маршрутную сетку, предлагая клиентам различные варианты, включая перевозку пассажиров через шлюзы автобусами с дальнейшей заменой теплоходов. Разумеется, это одна из самых сложных замен, поскольку не все суда сочетаются по типу и количеству кают. Операторы пытаются компенсировать потери пассажирам за счет расширения экскурсионных программ, включения в программу дополнительных предложений. Однако, как свидетельствую отделы продаж компаний, до 30 процентов пассажиров отказываются от круиза полностью, если им радикально меняют конечный пункт маршрута, например, с Астрахани на Санкт-Петербург, или наоборот. Более приемлемым для туристов оказывается замена судна на меньшее по размерам, способное
преодолеть критический участок маршрута. В этом случае число аннуляций снижается до 10 процентов, свидетельствуют операторы.
В целом можно констатировать, что проблема маловодности Волги привела к тому, что самыми востребованными круизами лета 2014 года стали короткие маршруты на 3-4 дня, как, например, поездки из Москвы в Тверь, Мышкин, Плес, Углич или Кострому. В некоторых компаниях каюты на такие рейсы в июле и августе раскуплены уже полностью. По сравнению с показателем прошлого года прирост продаж составил 15-20 процентов.
Что касается спроса на круизы по Волге со стороны иностранных туристов, то по сравнению с предыдущим годом он снизился примерно на 15 процентов, оценивают игроки рынка. Эта же тенденция, к сожалению, затронула и самый популярный среди зарубежных туристов маршрут Москва – Петербург.