logo
Главная Актуально Итоги реформы

Итоги реформы

Комитет по транспорту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации провел специальное заседание, посвященное вопросу повышения безопасности функционирования автомобильного и внутреннего водного транспорта. Как сообщили «Водному транспорту» в пресс-службе комитета, большое внимание в ходе заседания было уделено ходу реализации Федерального закона № 131,  который реформировал систему управления внутренним водным транспортом (ВВТ) в России. Комментируя состоявшуюся встречу, Председатель Комитета  по транспорту Евгений  Москвичев отметил, что транспортная безопасность на  сегодня является первостепенной задачей, именно поэтому  в будущем планируется регулярно проводить расширенные заседания, для участия в которых  будут собираться для конструктивного диалога представители законодательной власти и бизнеса.


Федеральным законом от 28 июля 2012 № 131 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в числе прочего, внесены изменения в Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации». Закон направлен на совершенствование системы государственного управления внутренним водным транспортом, а также на повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий в области безопасной эксплуатации транспортных средств на внутренних водных путях (ВВП). Закон был принят Госдумой 10 июля 2012 года, одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года и подписан президентом России 28 июля 2012 года. В части государственного портового контроля закон вступил в силу 30 августа 2012 года.

Как сообщил в ходе заседания заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, после принятия нового закона Минтрансом выпущено 7 нормативных актов, позволивших «радикальным образом реформировать систему безопасности на внутренних водных путях (ВВП) России». К решению вопросов обеспечения безопасности судоходства применен комплексный подход, в рамках которого администрации бассейнов внутренних водных путей наделены функцией обеспечения безопасности судоходства в своем бассейне, составной частью которого является государственный портовый контроль.

«К сожалению, - отметил Олерский, - мы не выпустили еще три нормативных акта. Первый из них  регламентирует систему управления безопасностью (СУБ) судна. Он подготовлен Минтрансом, но у него самая печальная судьба: целый год он находится на регистрации в Минюсте. Сегодня мне обещали ускорить его регистрацию. Ждем на днях». Кроме того, в Министерство юстиции Минтрансом направлен акт, регламентирующий аттестацию капитанов судов, перевозящих пассажиров и опасные грузы по ВВП России.

На этапе подготовки в Минтрансе находится нормативный акт о порядке содержании ВВП. Олерский не исключил, что для него может потребоваться проведение научно-исследовательской работы (НИР), то есть, подготовка документа займет  значительное время.

Исполнение функции государственного портового контроля на внутренних водных путях Российской Федерации началось с 30 августа 2012 года. В   штат  государственных  бассейновых  управлений   была  введена  должность первого заместителя руководителя - капитана бассейна ВВП. В течение августа 2012 года проведен набор и обучение на специализированных курсах инспекторов государственного портового контроля. Согласно штатному расписанию общая численность инспекторского состава инспекций госпортконтроля составляет 299 человек. Все инспектора государственного портового контроля прошли обучение на специализированных курсах в Санкт-Петербурге и Новосибирске. «Мы уделили большое внимание достойному финансовому обеспечению работы инспекторов, чтобы с них спрашивать», - уточнил Виктор Олерский.

Кроме того, в России создана специализированная информационная система, которая содержит в себе все сведения о судне,  зарегистрированном в любом из реестров Российской Федерации. В эту систему попадает вся история проведения проверок, там же рассчитывается уровень риска для проверок судна. Система открыта для Ространснадзора, классификационных обществ, поэтому достоверность информации повышается. «Развитие института государственного портового контроля на ВВП России тесно связано с дальнейшим совершенствованием информационной системы и наполнением ее статистическими данными», - считает Виктор Олерский.

Так в ближайших планах Минтранса и Росморречфлота - создание информационной системы дипломирования членов экипажей судов внутреннего водного плавания (по аналогии с системой дипломирования членов экипажей морских судов), предусматривающей возможность сбора и хранения информации о нарушении правил плавания и иных обязательных требований владельцами дипломов, и интегрирование данной системы в существующую информационную систему государственного портового контроля.

В навигацию 2013 года инспекторами государственного портового контроля осмотрено 14936 судов, выявлено 45253 нарушения обязательных требований, 1474 серьезных нарушения обязательных требований, приведших к временным задержаниям судов.

На основании имеющейся статистической информации был произведен анализ результатов проверок в 2012 году и отчетного периода 2013 года, по результатам которого стало ясно, что нарушения обязательных требований в части наличия на судне действующих судовых документов  в прошлом году составили 20% от общего количества (18% в 2012 году), нарушения обязательных требований в части обеспечения по безопасности эксплуатации судна зафиксированы в 18%  случаев от общего количества (что соответствует данным за навигацию 2012    года).

Кроме того, проверка показала, что уменьшилось количество нарушений обязательных требований к средствам борьбы с пожаром (10 % от общего количества, 14% в 2012 году) и к спасательным средствам (7% от общего количества, 9% в 2012 году).

Также проведенный анализ результатов проверок 2012 года и отчетного периода 2013    года, показывает что:   количество выявленных нарушений на одну проверку выросло с 1,5 до 3,4;   количество проведенных проверок, в ходе которых выявлены нарушения обязательных требований, возросло с 43.8 % до 77.9 %;   количество задержаний судов сохранилось на уровне 2012 года (6% от общего числа проверок судов в 2012 году, 5.5 % в 2013 году).

Эффективной мерой контроля за исполнением судами внутреннего водного плавания обязательных требований является проведение концентрированных инспекционных компаний.

Так, в навигацию 2013 года, в рамках плановых проверок, проведено 2 таких компании: было проведено 2484 проверки судов, выявлено 1776 нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, в части обеспечения защиты от загрязнения водной среды с судов. При этом 93 судна были временно задержаны.

В случае выявления нарушений законодательства в области обеспечения безопасности судоходства и защиты окружающей среды от загрязнений, капитанами бассейнов к нарушителям законодательства применяются меры административного воздействия. В частности, за 2013 год капитанами бассейнов внутренних водных путей составлено 186 протоколов об административных правонарушениях, в территориальные органы Ространснадзора переданы материалы по 88 случаям нарушений для возбуждения дел об административных правонарушениях, за отчетный период в транспортную прокуратуру переданы материалы для возбуждения 154 дел об административных правонарушениях.

В период с 15 августа 2013 года по 30 сентября проводилась концентрированная инспекционная компания по проверке пассажирских судов. В результате кампании проведено 443 проверки пассажирских судов, выявлено 151 нарушение обязательных требований, повлекших временное задержание 12 судов.

С 12 июля 2013 года циркулярным письмом инспекторов государственного портового контроля обязали выявлять суда, занимающиеся незаконной предпринимательской деятельностью. Всего на данный момент выявлено 16 судов, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью.

Законом №131-ФЗ предусматривается введение с 2013 года страхования ответственности судовладельца за причинение вреда другим судам и инфраструктуре внутреннего водного транспорта. Эксплуатация судна на внутренних водных путях возможна только в том случае, если судовладелец застрахует свою ответственность за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктуре речного, морского порта и инфраструктуре внутренних водных путей. Исключение сделано для маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, а также для сухогрузных несамоходных барж.

Судовладельцы, застраховавшие свои риски, получают возможность ограничить свою ответственность по аналогии с международной конвенцией об ограничении ответственности по морским требованиям. Этому посвящена отдельная статья в Кодексе внутреннего водного транспорта, введенная новым законом.


Вместе с тем, как подчеркнул Виктор Олерский, с введением на ВВТ обязательного требования по наличию у судовладельца страховки гражданской ответственности, возросло количество страховых компаний-однодневок, которые, в случае наступления страховых случаев не смогут осуществить надлежащие выплаты. В этой связи, Минтранс России не исключает возможности введения аккредитации страховых компаний работающих с речным флотом.  «Наверное, может быть, стоит поднимать вопрос аккредитации страховых компаний, но это вопрос в компетенции законодателя», - сказал замминистра транспорта.

Как сообщила в ходе заседания Комитета ответственный секретарь Союза морских страховщиков (СМС) Ольга Лазовская, в навигацию 2013 года страховыми компаниями – членами СМС было застраховано дополнительно более 2300 судов, работающих на ВВП России. В том числе, «Росгосстрах» застраховал 1017 судов, страховая компания «Альянс» - около 500 судов, «Альфа-Страхование» - 519 судов, «Ингосстрах» - около 300 единиц речного флота. «Это помимо тех компаний, которые работают на ВВП и традиционно страхуют свой флот на лимиты, превышающие требования 131-го закона», - добавила Лазовская. По ее оценке, на ВВТ постоянно приобретают страховые полисы порядка 800 судов (преимущественно смешанного река-море плавания).

На долю небольших страховых компаний, а также страховых фирм-однодневок, по оценкам эксперта, в 2013 году пришлось порядка 500-600 страховых полисов, выданных российским речным судам.

С учетом того, что требования закона 131-ФЗ в части страхования гражданской ответственности судовладельца вступили в силу не с начала навигации 2013 года, многие судовладельцы приняли решение о покупке страховых полисов только с навигации 2014 года. Таким образом, рынок страхования речных судов в 2014 году может вырасти еще примерно на 20%.

 

 

(По материалам, предоставленным пресс-службой Комитета по транспорту Государственной Думы)