«Спасатель Карев» в действии
Автор: Морское Инженерное Бюро
Многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта MPSV07 «Спасатель Карев» 26 июля 2013 года приняло участие в бассейновых учениях в Финском заливе в районе о. Сескар.
Это уникальное по своей оснащенности и техническим возможностям многофункциональное аварийно-спасательное судно ледового плавания было построено в октябре 2012 года российской верфью - Невским Судостроительно-Судоремонтным заводом (генеральный директор Владимир Прудыус) и на сегодняшний день вместе с однотипным «Спасателем Кавдейкиным», полученным в июле этого года, являются самыми большими и значимыми судами, построенными в соответствии с Федеральной целевой программой по развитию транспортной системы России на 2010-2015 годы.
Заказчик - ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» Федерального Агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
Проектант - Морское Инженерное Бюро.
Как сообщает сайт Госморспасслужбы России, учение по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, было организовано и проведено Морским спасательно-координационным центром (МСКЦ) Санкт-Петербург АМП «Большой порт Санкт-Петербург» совместно с ФБУ «Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление» (БалтБАСУ) системы Госморспасслужбы России (Росморречфлот).
В учении приняли участие:
- МСКЦ Санкт-Петербург;
- от БалтБАСУ: Многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта
MPSV07 «Спасатель Карев», спасательные катера-бонопостановщики «Евгений Морозов» и «Альфард»;
- от ЗАО «Роснефтефлот»: морской буксир «Дунай»;
- от инспекции ГИМС Кингисеппского района Ленинградской области:
спасательный катер «Корвет-600»;
- группа спасателей Поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга;
- администрация морского порта Усть-Луга;
- служба скорой медицинской помощи по Кингисеппскому району.
По сценарию учения НИС «Экобалт» столкнулось с неизвестным подводным препятствием в районе о. Сескар, возникла угроза затопления, экипаж покинул судно на спасательных плотах.
МСКЦ СПб принял сигнал бедствия от НИС «Экобалт», произвел оповещение судов в районе бедствия, в район аварийного судна направлены спасательные суда, несущие постоянную аварийно-спасательную готовность в регионе и суда, находящиеся в районе бедствия.
Учебная обстановка была максимально приближена к реальной - в спасательные плоты высажены профессиональные спасатели Поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга.
Штаб руководства операцией, развернутый в Едином ситуационном центре АМП «Большой порт Санкт-Петербург», принял решение об эвакуации спасенных членов экипажа аварийного судна в порт Усть-Луга.
Служба капитана порта Усть-Луга провела подготовительные мероприятия к приему эвакуированных.
В результате проведения ПСО обнаружены и подняты из воды и с плотов все члены экипажа НИС «Экобалт», им оказана необходимая первичная помощь.
Цели и задачи, поставленные на учение, выполнены.
Многофункциональные аварийно-спасательные суда ледового плавания проекта MPSV07 предназначены для решения следующих задач:
- патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов;
- оказание технической поддержки и помощи в районах опасных для мореплавания и добычи морепродуктов, обслуживание транспортных операций в портах;
- поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам;
- поиск, спасение, эвакуация и размещение людей, оказание им медицинской помощи;
- снятие с мели и рифов аварийных судов, откачка воды из затопленных отсеков;
- буксировка аварийных судов и объектов к месту убежищ, а также выполнение морских буксировок судов, плавучих объектов и сооружений во льдах и на чистой воде;
- оказание помощи судам и выполнение спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде;
- оказание помощи в тушении пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря;
- тыловое и техническое обеспечение, в том числе выполнение подводно-технических работ водолазов на глубинах до 60 метров;
- тушение горящего на воде топлива, ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН);
- освидетельствование и очистка подводной части корпуса судов, плавучих и береговых объектов;
- обследование морского дна и поврежденных объектов на глубинах до 1000 м.
Суда проекта MPSV07 имеют неограниченный район плавания, включая плавание по трассам Северного морского пути. Для этих целей при проектировании и строительстве, кроме требований Правил РМРС и действующих Международных Конвенций, в полной мере были учтены «Требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Северному морскому пути», например, все топливные, масляные и прочие цистерны, в которых размещаются жидкости-загрязнители моря, расположены таким образом, чтобы содержащаяся в них среда не соприкасалась с наружной обшивкой.
Судно построено на класс Российского Морского Регистра Судоходства КМ
(*) Arc 5 [1] AUT1-ICS OMBO FF3WS DYNPOS-2 EPP Salvage ship.
Главные размерения судна проекта MPSV07:
Длина габаритная - около 73,0 м;
Длина между перпендикулярами - 64,40 м;
Ширина габаритная - около 16,60 м;
Ширина по КВЛ - 15,50 м;
Осадка по КВЛ - 4,5 м;
Рабочие осадки - 4,2-5,1 м.
Форма корпуса проекта MPSV07 создавалась с использованием методов вычислительной гидромеханики (CFD моделирования), с проведением последующих проверочных модельных испытаний в опытовых бассейнах (глубоководном и ледовом). В качестве основных средств движения и управления суда «Спасатель Карев» и «Спасатель Кавдейкин» оборудованы полноповоротными Карев» винто-рулевыми колонками. Гребные винты диаметром 2600 мм изготовлены из нержавеющей стали. Привод каждой ВРК осуществляется от гребного электродвигателя мощностью 2265 кВт.
Винто-рулевые колонки обеспечивают судну скорость не мене 15 узлов и упор на швартовых около 75 т.
Максимальная скорость, достигнутая на испытаниях т/х «Спасатель Кавдейкин», составляет 15,6 узла.
Корпус и винто-рулевой комплекс судна проекта MPSV07 спроектирован на ледовую категорию Arc 5, при этом предусмотрена возможность эксплуатации судна при температурах до минус 40°С.
Запасы топлива располагаются в диптанках в районе машинного отделения.
Вместимость цистерн обеспечивает автономность судна около 20 суток в режиме аварийно-спасательного дежурства и патрулирования.
Главная энергетическая установка - дизель-электрическая, состоящая из четырёх главных дизель-генераторов переменного тока 690 В, 50 Гц электрической мощностью 1370 кВт каждый.
Экипаж судна состоит из 20 человек, каждый из которых размещается в одноместных каютах. Для капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и начальника аварийной партии предусмотрены блок каюты, состоящие из кабинета, салона, спальни и санузла.
Для размещения специального персонала (аварийной партии, водолазов и обслуживающего персонала для водолазного оборудования и т.п.) предусмотрены 12 одноместных кают, в каждой из которых имеется дополнительная откидная койка. Кроме того, имеются две запасные двухместные каюты.
Размещение спасённых людей предусматривается в кают-компании, салоне для отдыха, а также на резервных спальных местах в каютах. Также имеется стационар на шесть койко-мест.
Общее количество мест на судне рассчитано на 101 человека.
Индивидуальные и коллективные спасательные средства предусмотрены с 50% запасом.
Для улучшения параметров обитаемости на судне предусмотрена система успокоения бортовой качки фирмы Hoppe.
Для оперативной доставки аварийной партии на терпящее бедствие судно предусмотрен скоростной спасательный катер вместимостью 17 человек, который способен развивать скорость до 25 узлов. Эксплуатация катера возможна при волнении до 6 баллов. Катер оборудован гаком быстроотдающегося типа для сцепления с судовым краном. Кроме доставки аварийной партии скоростной катер имеет возможность выполнения гидрографических, промерных и поисковых работ, для этих целей катер оборудован гидрографическим эхолотом и гидролокатором бокового обзора.
Для массового сбора пострадавших с поверхности воды на судах проекта
MPSV07 предусматривается следующее оборудование:
- дежурная шлюпка, оборудованная сетью для подъёма людей из воды;
- спасательный плот морской эвакуационной системы фирмы Viking для сбора людей и последующего перемещения на борт судна по слайду МЭС;
- средство спасания для подъема людей из воды на борт судна вместимостью 12 лежачих/25 сидячих человек;
- сеть длиной 7 метров для подъема людей из воды на борт судна типа Dacon Rigid Scrambling Net (с каждого борта судна);
- носилки для подъема людей из воды на борт судна типа Spenser floating stretcher.
Для экстренной эвакуации пострадавших, а также для доставки на борт судна дополнительного персонала (бригада медиков, аварийная партия и
т.п.) предусмотрены две площадки в носовой и кормовой частях судна для приёма/передачи грузов на(с) вертолёт(а). Для подъёма людей на вертолёт в снабжении судна предусмотрены специальные посадочные стропы, а также носилки.
Буксировка аварийных судов, а также выполнение морских буксировок предполагается с помощью двухбарабанной автоматической буксирной лебедки с тяговым усилием 75 т на нижнем барабане и 50 т на верхнем барабане.
Кром того, на судне предусматривается буксирный гак дискового типа с тяговым усилием 75 т с дистанционной электро/гидравлической отдачей. Для подтягивания буксирного троса имеется вспомогательная лебедка с тяговым усилием 10 т.
Погрузка на судно контейнеров с оборудованием и снабжением, передача на аварийное судно отливных средств и выполнение прочих грузоподъёмных операций обеспечивается двумя электрогидравлическими грузовыми консольными кранами грузоподъемностью 20 т с вылетом стрелы 15 м в кормовой части главной палубы с правого и левого бортов. Грузовые краны способны работать на полной грузоподъемности в условиях открытого моря при волнении до 3-х баллов.
Суда проекта MPSV07 оборудованы специальными системами водяного тушения, пенотушения, а также порошкового тушения, обеспечивающими возможность тушения пожаров на аварийных судах и береговых объектах, доступных для подхода с моря. Подача воды или пены на аварийный объект осуществляется через три лафетных ствола с подачей 1000 м3/ч и длиной струи 120 м, установленные два на крыше рулевой рубки и один на топе мачты.
Для подачи воды в специальную систему пожаротушения на судне установлены 2 насоса, производительностью 1500 м3/ч каждый, с приводом от главных дизель-генераторов. Для защиты судна от теплового воздействия горящего объекта предусматривается система водяных завес.
Для откачки воды из затопленных отсеков аварийных объектов предусмотрен комплект водоотливных средств в составе:
- два погружных насоса производительностью 405 м3/ч каждый;
- два погружных насоса во взрывозащищенном исполнении производительностью 103 м3/ч каждый;
- два погружных насоса производительностью 70 м3/ч каждый;
- два переносных эжектора производительностью 69 м3/ч каждый.
На судах проекта MPSV07 установлены водолазные комплексы в контейнерном исполнении, обеспечивающие выполнение работ на глубинах до 60 метров.
Оборудование находится в двух 20-ти футовых контейнерах, устанавливаемых на главной палубе судна. Спуск водолазов при отсутствии льда на поверхности моря осуществляется по водолазному трапу с борта судна.
Спуск водолазов в ледовых условиях осуществляется через водолазную шахту в средней части корпуса судна. В комплекте водолазного снаряжения предусмотрены средства для подводной сварки и резки металла (электросварка, электрокислородная резка), а также набор водолазного гидравлического инструмента типа Stanley.
Для обеспечения устойчивости судна на точке во время выполнения водолазных работ, а также при работе рядом с буровыми платформами, предусмотрена система динамического позиционирования. Удержание судна обеспечивается кормовыми винто-рулевыми колонками и двумя носовыми подруливающими устройствами мощностью 995 кВт каждое. Диаметр гребного винта НПУ - 2000 мм.
Позиционирование судна обеспечивается тремя системами DGPS, двумя гидроакустическими системами и системой «натянутый трос». Устойчивое удержание судна на точке возможно при волнении до 4 баллов, скорости ветра до 10 м/с и скорости течения до 3 узлов.
Одной из основных функций судов проекта MPSV07 является ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Для этих целей на судах имеется шесть цистерн для сбора нефти общей вместимостью 668 м3, а также установлено следующее оборудование:
- бортовая нефтесборная система типа LSC-5C/2800 фирмы LAMOR, обеспечивающая очистку акватории при волнении до 3 метров;
- катушка с тяжелыми нефтеограждающими бонами длиной 250 м;
- катушка с бонами постоянной плавучести длиной 250 м;
- скиммер щеточного типа.
Для привода оборудования ЛАРН предусмотрен дизель-гидравлический агрегат.
Также на палубе судна размещаются два катера-бонопостановщика с откидной носовой аппарелью.
С целью обеспечения подводных поисковых работ, кроме водолазного оборудования, предусматривается наличие телеуправляемого необитаемого глубоководного аппарата Sperre SUB fighter 7500, а также предусмотрен буксируемый гидролокатор бокового обзора типа 4200 SP, используемый на глубинах до 1000 м, с электрогидравлической лебедкой для кабель-троса длиной около 3000 м.
Закладка головного судна проекта MPSV07 «Спасатель Карев» (строительный номер 701) была осуществлена 22.09.09. Спуск на воду 23.11.10. Сдан в эксплуатацию 25.10.12.
Закладка второго судна проекта MPSV07 «Спасатель Кавдейкин»
(строительный номер 702) была осуществлена 06.04.2010. Спуск на воду 29.07.11. Сдан в эксплуатацию 19.07.13.
Закладка третьего судна проекта MPSV07 «Спасатель Заборщиков»
(строительный номер 703) была осуществлена 17.05.2010. Спуск на воду 22.06.12.
Закладка четвертого судна проекта MPSV07 «Спасатель Демидов»
(строительный номер 704) была осуществлена 25.04.2013.