«Один город – один вуз»
Росморречфлот проводит реформу в подведомственных вузах, подразумевающую объединение учебных заведений и дублирующих филиалов, расположенных в одном городе, а также ликвидацию филиалов, не реализующих систему непрерывной подготовки специалистов. Эти преобразования затронули непосредственно Государственную морскую академию имени адмирала С.О. Макарова и Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций, а также филиальную сеть других ВУЗов Росморречфлота.
Чего ожидают руководители отрасли и какие результаты принесет реформа самим вузам? Ответы на эти вопросы содержатся в докладе заместителя руководителя Росморречфлота К. Стасюка, сделанном на V Международной конференции «Кадровая политика». «Российское судоходство» приводит основные положения его выступления в ходе рабочей сессии «Кадровые проблемы и пути их решения в сфере судоходства, портовой деятельности и судостроительной промышленности»
В 2011 году на Совете по образованию Росморречфлота было принято решение, поддержанное руководителями подведомственных вузов, о целесообразности объединения двух высших учебных заведений, находящихся в городе Санкт-Петербурге, ликвидации отдельных филиалов Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, Новосибирской государственной академии водного транспорта, Московской государственной академии водного транспорта.
ГМА им. адмирала Макарова присоединяется к СПГУВК. После объединения новое учебное заведение будет называться «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова».
Порядок юридических действий по объединению СПГУВК и ГМА им. адмирала Макарова и сроки их исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации определены соответствующим Приказом Минтранса России, распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта и планом-графиком, утвержденным руководителем Росморречфлота.
В результате будет создано единое учебное заведение – центр по подготовке кадров для обеспечения деятельности морского и речного флота в Северо-Западном регионе России, соответствующий современным требованиям инновационного развития отрасли.
Подготовка плавсостава на единой площадке даст возможность более эффективно использовать учебно-лабораторную и тренажерную базу, усилить контроль за образовательным процессом и подготовкой специалистов в соответствии с требованиями транспортной безопасности. Учебно-производственное судно «Мир» обеспечит практику курсантов плавательных специальностей.
Существующая структура и система подготовки моряков в России была заявлена Минтрансом России в Международную морскую организацию (ИМО), проверена её экспертами, делегациями Европейского Союза (ЕС), одобрена и признана соответствующей требованиям Конвенции ПДНВ. При выполнении указанных требований спецификой подготовки плавательного состава судов в подведомственных вузах и их филиалах является обязательная длительная практика на судах (12 месяцев), использование тренажеров в подготовке для привития навыков использования судового оборудования, действий в аварийных ситуациях, а также применения установленных процедур несения безопасной вахты на судах.
Вся структура образовательных учреждений и их филиалов создана по бассейновому принципу и прекращение подготовки специалистов флота в каком-либо бассейне может негативно отразиться на деятельности отраслевых организации.
Подведомственные вузы и их филиалы имеют ярко выраженную отраслевую специфику и особую значимость для развития отрасли, что учитывается Росморречфлотом при проведении работы по реструктуризации сети образовательных учреждений.
Ряд дублирующих филиалов вузов прекращает свое существование в качестве самостоятельных структурных единиц, при этом фактически они вливаются в состав укрупненных объединенных филиалов, создаваемых на базе филиалов других подведомственных образовательных учреждений, расположенных в тех же городах. Эксплуатация имущества и ведение образовательной деятельности ликвидируемых филиалов будут осуществляться в объединенных филиалах.
По итогам реструктуризации из 7 вузов останется 6. Количество филиалов сократится с 32 до 26. При этом нужно отметить, что бассейновый принцип размещения отраслевых образовательных учреждений при проведении политики «один город – один вуз или филиал» позволит: повысить эффективность образовательных учреждений, улучшить качество предоставляемых образовательных услуг, сохранить лучшие традиции отраслевого образования.