Отчет о работе круглого стола на форуме «МИР»
Автор: Надежда Малышева
Портал «Российское судоходство» в рамках международного форума «Морская индустрия России» выступил организатором круглого стола «Морской и внутренний водный транспорт. Перспективы развития».
В настоящее время, по данным Российского Морского Регистра Судоходства (РС), российские компании эксплуатируют почти 2700 морских судов. С принятием в 2011 году закона о поддержке российского судостроения и судоходства (305 ФЗ), количество российского флота может серьезно возрасти. Уже сегодня на класс РС в постройке находится 110 судов, в том числе заказы на 75 судов размещены на отечественных верфях.
Развитие российского морского и внутреннего водного транспорта (ВВТ) является серьезнейшей задачей, заявил, открывая круглый стол, президент Ассоциации судоходных компаний (АСК) Алексей Клявин. «Сегодня нам бы хотелось оценить роль и место ВВТ в экономике России. Когда мы видим перегруженность российских железных и автомобильных дорог, нам необходимо серьезно работать над транспортным балансом в стране, - сказал он. - При этом, приоритетным направлением развития морского и ВВТ является обеспечение безопасности мореплавания и судоходства. Это непременное условие и от этого зависит будущее отрасли».
О роли подведомственных Минтрансу России ФАУ «Российский морской регистр судоходства» и ФАУ «Российский Речной Регистр» в развитии судостроения в Российской Федерации рассказал Директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Константин Пальников.
Подробную презентацию об инициативах ИМО в части энергоэффективности судоходства сделал заместитель начальника отдела механического оборудования и систем Российского Морского Регистра Судоходства Михаил Иванов. Ознакомиться с презентацией можно здесь
О перспективах развития различных сегментов судоходного бизнеса в ходе круглого стола рассказал управляющий директор ОАО «Северо-Западное пароходство» Альберт Выговский. Он выделил три сегмента судоходного бизнеса, представленных в настоящее время на российском рынке.
Первый из них - океанский сегмент «deep sea». Это высоко конкурентный рынок с практически «совершенной конкуренцией», где доля российских игроков совсем незначительна. Подробнее …
Второй - речные перевозки. В силу имеющихся ограничений по работе на внутренних водных путях РФ, этот сегмент в основном представлен российскими компаниями и безусловный лидер здесь – «Волжское пароходство». Подробнее …
Третий сегмент - перевозки судами река-море плавания, а также прибрежного европейского плавания «Short Sea shipping». В случае с флотом река-море плавания, этот сегмент также заполняют, в первую очередь, российские компании. В случае с Short Sea – это и российские и иностранные компании. Подробнее …
Выговский резюмировал, что основными путями развития российского сухогрузного флота, на его взгляд, могут стать, во-первых, речные суда, вторым сегментом, по значимости для экономики – суда река-море плавания, и, наконец – морские и океанские суда.
В направлении обновления речного флота, по мнению докладчика, необходимо обратить внимание на существующие проекты, а также уделить внимание разработке новых инновационных типов судов. В сегменте судов река-море плавания важно сконцентрироваться на задаче обновления флота судами более конкурентными и энергоэффективными. В сегменте морских и океанских судов будет востребован современный флот среднего тоннажа, позволяющий обеспечить экспортные преимущества отечественному производителю.
О влиянии «узких» мест Единой глубоководной системы (ЕГС) России на судоходство сделал доклад Управляющий директор ЗАО СК «БашВолготанкер» Владимир Пелевин.
Он напомнил, что общая протяженность ВВП России превышает сто тысяч километров. Из них пути с гарантированными габаритами составляют - почти 33 тыс. км. При этом ВВП обеспечивают транспортное обслуживание 26 автономных республик, краев, нацианальных округов и 42 областей Российской Федерации, а также и внешнеторговые перевозки. Для многих районов крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока ВВП являются единственными транспортными коммуникациями. Ежегодно по Внутренним водным путям перевозится боле 23 млн пассажиров, ежегодно около 130 млн тонн грузов. «Жемчужина наших внутренних водных путей, то, чем мы действительно можем гордиться – это действующая в европейской части России Единая глубоководная система (ЕГС), протяженностью 6,5 тыс км», - отметил Пелевин.
Для эффективной работы судоходных компаний, по мнению докладчика, требуется создание таких условий, которые бы обеспечивали стабильное функционирование флота. Для внутреннего водного транспорта это связано, прежде всего, с поддержанием необходимых габаритов судового хода на Внутренних водных путях. В проекте ЕГС изначально были заложены гарантированные глубины 4 м на всем ее протяжении. Однако, в силу, как объективных так и субъективных факторов ЕГС оказалась разорвана на несколько глубоководных участков между которыми существуют пороги, не позволяющие эффективно использовать флот. Вот эти вот «узкие» места: Нижегородский гидроузел (в районе Городца на Волге глубины на судовом ходу менее 250 см), на Нижнем Дону участок от Кочетовского гидроузла до населенного пункта Багаевская, Нижнесвирский гидроузел на Волго-Балтийском пути, Саралевский гидроузел на Нижней Волге и участок Чайковский узел – Камбарка в Камском бассейне.
Значительная часть проблем, отметил Пелевин, определяется не выводом спроектированных водохранилищ на отметки заполнения. В первую очередь, это Рыбинское водохранилище, от которого зависит ситуация в районе Городца. Также вызывает беспокойство наполнение Нижнекамского водохранилища, от которого зависит судоходство в районе Камбарки и на участках реки Белая.
Общее сокращение объемов перевозок ВВТ, по оценке топ-менеджера «Башволготанкера», достигает 20-30%, то есть суда не догружаются в среднем на 800-1000 тонн.
«Эта проблема касается не только Министерства транспорта, это комплексная. В ее решении большую роль будет играть Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации, которая вправе поднимать такие вопросы на правительственном уровне», - сказал Пелевин.
Как отметил модератор круглого стола Алексей Клявин, на протяжении более 15 лет ВВП в России практически не уделялось внимание. Только в последние несколько лет стал заметен рост финансирования ВВП, однако, налицо серьезное снижение протяженности ВВП с гарантированными глубинами судоходного пути.
Для судоходных компаний важна перспектива развития судоходства на ВВП России, только тогда судовладелец сможет задуматься о размещении заказов на строительство нового флота. «Понимание этого у Федеральных органов исполнительной власти есть», - сказал Клявин. Оннапомнил, что руководство страны и лично Владимир Путин, четко определили необходимость серьезного комплексного подхода к этой проблеме, поручив Минтрансу разработку Стратегии развития ВВТ до 2030 года. Естественно, что для ликвидации «узких мест» и развития ВВП нужны значительные капиталовложения. «Мы сделали анализ и показали, что эффективность перевозки грузов по реке значительно превышает эффективность перевозок другими видами транспорта, и любые инвестиции в развитие ВВТ дают хороший экономический эффект. В настоящее время Минфин рассматривает возможность увеличения финансирования речной отрасли. Мы надеемся, что этот вопрос в ближайшее время будет решен положительно», - резюмировал Клявин.
О повышении эффективности судоходства по Севморпути доклад представил советник генерального директора ОАО «Совкомфлот» Михаил Суслин.
Первый заместитель председателя правительства Калмыкии Вячеслав Илюмжинов проинформировал участников круглого стола о тех проектах, над которыми работает правительство республики, в том числе о перспективах строительства морского порта в Логане на берегу Каспийского моря.
Также участники круглого стола заслушали сообщение Юрия Варакосова, директора ассоциации разработчиков, производителей и потребителей экранопланов. Представитель Российского Морского Регистра Судоходства Владимир Баранов поддержал предложение ассоциации о сотрудничестве в области классификации экранопланов.
Ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Александр Балыбердин подвел итоги работы круглого стола.