Россия представила разработки в сфере автономного судоходства
В рамках 109-й сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации (ИМО) представлена презентация о работах, проводимых в России по проектам автономного судоходства, включая методику оценки качества функциональных свойств систем автономного судоходства. Презентация подготовлена департаментом государственной политики в области морского внутреннего водного транспорта Минтранса России совместно с ФГБОУ «Государственный университет морского флота имени адм. Ушакова», говорится в сообщении министерства.
В последнее время автономное судоходство все шире внедряется в судоходную отрасль. На смену небольшим исследовательским проектам приходят реальные суда (паромы, сухогрузы, контейнеровозы), перевозящие грузы в режиме дистанционного управления. В ближайшем будущем количество таких судов будет только увеличиваться. И это требует разработки надежных систем управления и контроля, включая автономные навигационные системы, которые смогут поддерживать требуемый автономный режим эксплуатации судна, оценивать качество работы его систем, включая в том числе качество автономной навигационной системы и степень полноты ее функциональности.
Российская делегация представила разработку российских ученых — методику оценки качества принимаемых автономной навигационной системой решений. Для иллюстрации ее применения был продемонстрирован ряд ключевых принципов работы АНС, включая моделирование обхода неожиданно обнаруженного препятствия на маршруте в автономном режиме без участия судоводителя.
Кроме того, было показано видеовыступление капитана первого сертифицированного российского автономного парома «Генерал Черняховский» Артема Курочкина. Он рассказал об опыте использования таких систем автономного судовождения на линии Усть-Луга — Калининград, накопленном им при прохождении маршрутов, общая длина которых превышает 100 тыс. морских миль. В заключение российская сторона предложила Комитету по безопасности на море использовать опыт Российской Федерации для разработки соответствующего Руководства по оценке качества и функциональности автономных навигационных систем.
Делегации государств-членов ИМО и представители различных неправительственных организаций подчеркнули важность проделанной работы. Кроме того, обсуждались вопросы применения предложенной методики для оценки существующих и перспективных автономных навигационных систем различных типов судов, возможности обучающихся АНС совершенствоваться в части прохождения тестов на правильность принятия решений, а также наличие соответствующих инфраструктурных решений для поддержания работы судна в автономном режиме.
Изображение с сайта Минтранса РФ