logo
Главная Национальное и международное законодательство Новости Госдума приняла закон, регламентирующий эксплуатацию автономных судов

Госдума приняла закон, регламентирующий эксплуатацию автономных судов

Госдума приняла закон, регламентирующий эксплуатацию автономных судов
Депутаты Государственной думы 29 июня 2023 года приняли в третьем чтении закон, регламентирующий эксплуатацию автономных судов, следует из материалов системы обеспечения законодательной деятельности. Документ был внесен правительством РФ в конце 2021 года. Он определяет само понятие автономного судна, регламентирует состав экипажа, в том числе внешнего, и специального персонала, обязанности капитана такого судна и требования к управлению автономным судном, перевозку груза и (или) пассажиров таким судном.
В пояснительной записке к закону отмечается, что в настоящее время крупные компании и международные консорциумы ведут разработки технических средств для автономных судов. Аналогичные работы проводятся и в России, поскольку «автономное судовождение является крайне перспективным направлением развития морского и внутреннего водного транспорта, и в ближайшее время ожидается его повсеместное использование». При этом для реализации плавания автономных судов недостаточно разработать и внедрить только технические средства и построить новое судно, необходимо создать правовые основы возможности их использования, поскольку существующее законодательство построено в парадигме нахождения на судне экипажей, которые и управляют судами.
В связи с этим был разработан проект закона, которым вносятся изменения в Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ) и Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ), законы о морских портах и о транспортной безопасности. КТМ РФ и КВВТ РФ дополняются определением автономного судна двух видов: полуавтономные суда и полностью автономные суда. В законе предлагается включить в перечень судов, которые могут быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов (РС), и автономные суда.
В законе также уточняются нормы, касающиеся лоцманской проводки судов в части их применения для автономных судов. Кроме того, определяются обязанности судовладельца по обеспечению выполнения обязательных требований, применимых к автономному судну, в части безопасности мореплавания, уменьшения влияния и контроля негативного воздействия судна на окружающую среду, управления автономным судном, включая судовождение, меры по обеспечению наблюдения за автономным судном и лиц, обеспечивающих такое наблюдение и управление. Также определяются особенности требований к экипажу полуавтономного судна. Устанавливается, что управление автономным судном «внешним экипажем» может быть поручено судовладельцем специализированной организации.
Закон о морских портах дополняется нормами в отношении участков морских путей, в которых установлены особенности плавания автономных судов или в которых осуществляются испытания морской техники, в том числе автономных судов.
«Для эксплуатации полуавтономных судов не потребуется значительной реконструкции имеющихся технических средств портовых систем управления движением судов. Для полностью автономных судов такая реконструкция может быть произведена в рамках плановой модернизации систем управления движением судов их собственниками», — отмечается в пояснительной записке.
Одновременно с этим закон запрещает плавание автономных иностранных военных кораблей и других автономных государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внутренних морских водах и в территориальном море России за исключением случаев, когда получено разрешение Минобороны.

Депутаты Государственной думы 29 июня 2023 года приняли в третьем чтении закон, регламентирующий эксплуатацию автономных судов, следует из материалов системы обеспечения законодательной деятельности. Документ был внесен правительством РФ в конце 2021 года. Он определяет само понятие автономного судна, регламентирует состав экипажа, в том числе внешнего, и специального персонала, обязанности капитана такого судна и требования к управлению автономным судном, перевозку груза и (или) пассажиров таким судном.

В пояснительной записке к закону отмечается, что в настоящее время крупные компании и международные консорциумы ведут разработки технических средств для автономных судов. Аналогичные работы проводятся и в России, поскольку «автономное судовождение является крайне перспективным направлением развития морского и внутреннего водного транспорта, и в ближайшее время ожидается его повсеместное использование». При этом для реализации плавания автономных судов недостаточно разработать и внедрить только технические средства и построить новое судно, необходимо создать правовые основы возможности их использования, поскольку существующее законодательство построено в парадигме нахождения на судне экипажей, которые и управляют судами.

В связи с этим был разработан проект закона, которым вносятся изменения в Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ) и Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ), законы о морских портах и о транспортной безопасности. КТМ РФ и КВВТ РФ дополняются определением автономного судна двух видов: полуавтономные суда и полностью автономные суда. В законе предлагается включить в перечень судов, которые могут быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов (РС), и автономные суда.

В законе также уточняются нормы, касающиеся лоцманской проводки судов в части их применения для автономных судов. Кроме того, определяются обязанности судовладельца по обеспечению выполнения обязательных требований, применимых к автономному судну, в части безопасности мореплавания, уменьшения влияния и контроля негативного воздействия судна на окружающую среду, управления автономным судном, включая судовождение, меры по обеспечению наблюдения за автономным судном и лиц, обеспечивающих такое наблюдение и управление. Также определяются особенности требований к экипажу полуавтономного судна. Устанавливается, что управление автономным судном «внешним экипажем» может быть поручено судовладельцем специализированной организации.

Закон о морских портах дополняется нормами в отношении участков морских путей, в которых установлены особенности плавания автономных судов или в которых осуществляются испытания морской техники, в том числе автономных судов.

«Для эксплуатации полуавтономных судов не потребуется значительной реконструкции имеющихся технических средств портовых систем управления движением судов. Для полностью автономных судов такая реконструкция может быть произведена в рамках плановой модернизации систем управления движением судов их собственниками», — отмечается в пояснительной записке.

Одновременно с этим закон запрещает плавание автономных иностранных военных кораблей и других автономных государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внутренних морских водах и в территориальном море России за исключением случаев, когда получено разрешение Минобороны.