Сергей Мищенко
Эксперт: Сергей Мищенко, начальник отдела учета и расследования транспортных происшествий Южного УГМРН Ространснадзора
о снижении показателей аварийности в морских портах Азовского моря
- Сравнительный анализ динамики аварийности в зоне ответственности управления в российских портах Азовского моря за период с начала 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года свидетельствует о значительном снижении показателей аварийности.
В 2018 году в российских портах Азовского моря произошло 37 аварийных случаев, из 22 аварии, 15 инцидентов, в том числе 17 аварийных случаев с судами под иностранным флагом.
С начала этого года зарегистрировано 12 аварийных случаев, из них четыре аварии, восемь инцидентов, в том числе семь аварийных случаев с судами под иностранным флагом. В том числе пять аварийных случаев произошло в акватории порта Ростов-на-Дону, четыре – в акватории порта Азов, два – в акватории порта Кавказ и один аварийный случай в акватории порта Темрюк.
По классификации лидирующее положение, как обычно, занимают посадки на мель: было семь посадок на мель. Кроме того, произошло три эксплуатационных происшествия, одно столкновение и гибель одного человека.
Анализ статистических данных по видам аварийности на морском транспорте за 2019 год показывает, что навигационная аварийность с морскими судами в российских портах Азовского моря сократилась на 70%, что было обусловлено в первую очередь принятием эффективных мер со стороны органов государственного контроля. Однако в целом аварийность на морском флоте все еще остается высокой. Сохраняются риски возникновения транспортных происшествий с тяжелыми последствиями.
Материалы расследований указывают на то, что основными причинами аварийности на водном транспорте по-прежнему остаются человеческий фактор, некомпетентность и несоблюдение нормативно-технических требований, пренебрежение метеопрогнозами, неудовлетворительная организация ходовой вахты, неправильное использование навигационного оборудования, недостаточное знание судоводителями маневренных характеристик судна, нарушение правил технической эксплуатации судов и оборудования.
Анализ материалов расследований аварийных случаев с судами также указывает и на ошибки лоцманов, способствующих созданию аварийных ситуаций.
При этом следует отметить, что основная причина транспортных происшествий кроется в бездействии судовладельцев, многие из которых не принимают должных мер для поддержания судов в надлежащем мореходном состоянии, не осуществляют плановую подготовку командного состава судов и экипажей, что сказывается на квалификации экипажей.
Для снижения аварийности на флоте должен реализовываться комплексный подход, включающий в себя приведение на должный уровень технического состояния флота, обеспечение качественной подготовки кадров, надзор и контроль.
Записано корреспондентом «Российского судоходства» на VIII Региональном совещании, посвященном организации ледокольной проводки судов в морпортах Азовского моря и на подходах к ним.