logo
Главная Профсреда Новости Ледокол «Балтика» с участниками проекта «Карские экспедиции» на борту вышел в море из порта Мурманск

Ледокол «Балтика» с участниками проекта «Карские экспедиции» на борту вышел в море из порта Мурманск

Ледокол «Балтика» с участниками морского арктического научно-исторического проекта Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) «Карские экспедиции» на борту вышел в море 12 августа 2015 года из порта Мурманск. Как сообщает пресс-служба администрации ЯНАО, проект реализуется по распоряжению губернатора округа в целях увековечивания памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны на Арктических рубежах Родины, а также в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и проведения Года защитников Отечества, объявленного в регионе губернатором Ямала.

Научно-мемориальный поход «Карские экспедиции-2015» состоит их двух исследовательских этапов: поисково-мемориальная экспедиция на остров Белый для поиска мест захоронения останков участников конвоя «БД-5» и морская научно-историческая экспедиция по поиску судов, погибших в годы Великой Отечественной войны в Карском море.

Отмечается, что координаты мест затопления судов конвоя «БД-5» были определены в ходе проведения «Карских экспедиций» в 2014 году, когда специалистами ООО «Фертоинг» и Русского географического общества при поддержке правительства ЯНАО была проведена масштабная морская поисковая операция. Экспедиция прошла 1800 миль по маршруту: порт Сабетта – остров Белуха – остров Белый (Ямало-Ненецкий автономный округ) – порт Мурманск. В ходе проведения операции и были зафиксированы точные координаты мест гибели легендарного ледокольного парохода «А. Сибиряков» – в двух милях от острова Белуха и трагически погибших судов конвоя «БД-5» – парохода «Марина Раскова» и тральщика ТЩ-114 – в двух и четырех милях от острова Белый соответственно.

В экспедиции этого года будет проведено водолазное обследование для идентификации останков судов конвоя «БД-5», изучении и оценки их состояния. Также запланирован поиск других судов, погибших в Карском море в период с 1941 по 1945 годы. Работы будут проводить морские инженеры и специалисты Научного центра изучения Арктики ЯНАО. Отмечается, что водолазные работы на кораблях, затонувших в годы Великой Отечественной войны, будут проводиться впервые.

В эти дни в рамках проекта «Карские экспедиции» на острове Белый продолжаются поисковые работы. Волонтеры-поисковики занимаются раскопками погребенного в песке кунгаса – деревянного судна, на котором спасались пассажиры и экипаж парохода «Марина Раскова», потопленного немецкой подводной лодкой в августе 1944 года.

По завершению экспедиции на месте захоронения будет установлен мемориальный знак, а данные о захоронении будут переданы в Министерство обороны Российской Федерации. В ходе экспедиционной работы будет создан документальный фильм об истории арктических конвоев. На территории салехардского мемориального комплекса «Парк Победы» будет установлена скульптурная композиция, посвященная памяти погибших в Арктических широтах, а также издана книга по материалам, полученным в ходе реализации Карских экспедиций Ямала.

Временно исполняющий обязанности Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин не раз акцентировал внимание на том, что 2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне должен быть наполнен главными идеями: сохранение памяти о событиях прошлого, обеспечение незыблемости исторической истины и продолжение традиций народа-победителя. «Наша задача – не просто передать потомкам память о тех событиях. Будущие поколения должны знать, что не кто-то другой, а именно наш народ в мировой войне отвоевал у фашизма право на жизнь. Сегодня перед нами встают новые вызовы. Мы должны не просто сохранить наше великое наследство, но и преумножить его. Мы должны быть достойны славной памяти наших предков. Сохранить право называться народом-победителем», -подчеркивает Дмитрий Кобылкин.

8 июля 1944 года из Северодвинска вышел конвой «Белое море – Диксон №5» («БД-5»). На борту большого транспортного парохода «Марина Раскова» находились экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, военнослужащие Беломорской Военной флотилии и гражданские специалисты, работающие в системе Главного управления Северного морского пути. Кроме того, на грузовом пароходе было размещено более 6 000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской военно-морской базы, «Нордвикстроя» и полярных станций. Транспорт сопровождали три тральщика. Всего участниками конвоя стали 752 человека.

12 августа 1944 года в 60 милях от острова Белый (северная точка Ямала) конвой БД-5 был обнаружен и атакован немецкой субмариной U-365. Трагедия унесла жизни 378 советских военнослужащих и работников тыла. Из архивных источников известно, что в том же 1944 году спасательный кунгас с корабля «Марина Раскова» прибило к берегу острова Белый. Все участники конвоя «БД-5», которые находились на его борту, погибли от холода, голода и жажды после недельного скитания в водах Карского моря. Тогда же силами Северного флота и ГУСМП была организована поисково-спасательная операция, по итогам которой погибшие были преданы земле. В 1947 году силами работников полярной станции на острове Белый было проведено перезахоронение. До сегодняшнего дня местонахождение захоронения было неизвестно.

События, произошедшие 12 августа 1944 года, являются одной из самых трагических страниц внутренних конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике. На острове Белый ямальцы установили малый мемориальный комплекс в память о трагедии и мемориальную звонницу «Колокола памяти» на часовне острова.