logo
Главная Морская и речная инфраструктура Новости В Мурманской области планируется построить новый морской порт для перевалки СПГ

В Мурманской области планируется построить новый морской порт для перевалки СПГ

Район предполагаемого строительства морского порта для перевалки СПГ находится в Мурманской области на берегу Баренцева моря в губе Териберская. Заказчиком по его проектированию и строительству определено ООО «Газпром добыча шельф», сообщает www.nord-news.ru. Функции генерального проектировщика объектов морского порта и внешней инженерной инфраструктуры выполняет ОАО «Гипроспецгаз». При этом субподрядный контракт на проектирование объектов хранения и отгрузки СПГ и газового конденсата (ГК) получила американская компания Chicago Bridge and Iron (CB&I), а субподрядный договор на проектирование общепортовой инфраструктуры заключён с ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ».

Новый объект планируется построить в связи с  освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения. Как сообщил  Максим Минин, директор  проекта от ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ», с месторождения по морскому трубопроводу через установку комплексной подготовки газ планируется направлять на технологические линии завода по сжижению природного газа (СПГ). После сжижения газ по системе криогенных трубопроводов будет поступать в береговой резервуарный парк морского порта для накопления грузовой партии и последующей его отгрузки на танкеры-газовозы.

В Северо-Западном регионе применение технологий отгрузки СПГ в значительном объеме будет использоваться впервые. В связи с отсутствием у российских компаний собственных технологий и опыта сжижения природного газа в рамках проекта строительства морского порта будут применяться технологии отгрузки СПГ зарубежных партнеров.

Проектировщики отмечают, что устье реки Териберка (в 127 км к северо-востоку от Мурманска) выбрано для строительства порта в связи  с отсутствием в регионе терминалов для приёма и отгрузки СПГ, в то время как в Териберская губа  характеризуется незамерзающей акваторией, достаточными глубинами и наличием свободной территории.

В то же время, сложные природные условия в этом районе Баренцева моря (сильный ветер, большая волна, частые штормы) заставляют проектировщика выработать ряд нестандартных и даже уникальных инженерных решений.

В районе отсутствует портовая инфраструктура, что предполагает строительство в составе порта целого комплекса объектов вспомогательного назначения. Так, например, планируется строительство районов приёма грузов, баз портофлота и ЛАРН, бункеровочной нефтебазы, базы технического обслуживания флота, ремонтно-гаражных мастерских, базы СНО, СУДС, а также всего спектра объектов инженерной инфраструктуры, в том числе ЛЭП на 150 кВ, трансформаторных подстанций, водозабора, очистных сооружений, других объектов и коммуникаций.

Самым сложным вопросом специалисты считают принятие решений по обеспечению безопасности морских и грузовых операций со сжиженным природным газом на акватории порта. Открытая акватория губы Териберская и арктический климат Баренцева моря ограничили выбор места размещения грузовых причалов.

Проектируемый морской порт при полном развитии должен обеспечить отгрузку 30 млн тонн СПГ в год. В сложных климатических условиях, при ограниченности пропускной способности причального фронта, такой производительности можно достичь только при использовании судов большой грузовместимости (до 215 тыс. м3) и предельных характеристиках отгрузочной системы СПГ.

На основании базовых решений ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ совместно с основным партнером CB&I разработал ряд проектных решений, связанных со строительством главных объектов отгрузки СПГ и ГК. В разработке же проектной документации строительства морского порта, соответствующей требованиям портостроения в РФ и самой современной зарубежной практике, приняли участие более 30 организаций. Объекты такой специализации подобного масштаба в нашей стране до сих пор не реализовывались.