06.09.2022 10:29

СМП: необходимо координировать действия

Автор: Департамент коммуникаций Госкорпорации «Росатом»

СМП: необходимо координировать действия
С заседания Совета участников судоходства по СМП на ВЭФ 2022
Департамент коммуникаций Госкорпорации «Росатом»
В рамках деловой программы VII Восточного экономического форума 6 сентября во Владивостоке прошло первое заседание Совета участников судоходства по СМП. В заседании приняли участие постоянные члены совета и приглашенные участники. 
Совет участников судоходства по СМП был создан в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации. В рамках работы Совета планируется обсудить и выработать предложения по повышению эффективности взаимодействия между операторами инвестиционных проектов, судоходными компаниями, осуществляющими перевозку грузов в акватории Северного морского пути, и Госкорпорацией «Росатом» как инфраструктурным оператором СМП.
Открыл заседание председатель Совета участников судоходства по СМП Сергей Франк, председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот». 
 
«В текущих условиях актуальность вопросов развития судоходства в Арктике неизменно возрастает. Совет призван вырабатывать эффективные механизмы такого развития на основе координации позиций различных сторон: операторов флота, грузовладельцев и единого регулятора, «Росатома». Первые шаги по установлению такого взаимодействия внушают оптимизм. Мы видим открытость «Росатома» к важным для других участников вопросам – в частности, к теме совершенствования Правил плавания в акватории СМП. Эта открытость говорит о стремлении «Росатома» осуществлять регулирование в Арктике сбалансированным образом. Мы надеемся, что механизм обратной связи будет постоянным и действенным, ведь в конечном счете маркером эффективности работы регулятора будет гармоничное сосуществование и уверенное развитие всех участников хозяйственной деятельности в акватории СМП», – сказал Сергей Франк. 
 
В свою очередь, обращаясь к участникам Совета, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев отметил: «Судоходство по Северному морскому пути активно развивается в последние годы. Грузоотправители строят базовую инфраструктуру – порты, заказывают суда, осваивают месторождения. Количество судов на СМП и число участников судоходства все время растет. Сейчас мы понимаем необходимость координации действий для того, чтобы выстроить эффективную работу на СМП для выработки оптимальных механизмов по управлению арктическим судоходством между грузоотправителями, судоходными компаниями, государством и инфраструктурными операторами, обеспечивающими связь, данные о состоянии ледовых покровов, погодных условиях. Сегодня наша общая главная цель – это безопасность, вторая не менее важная составляющая – коммерческая привлекательность и устойчивая навигация по СМП. Для решения этих задач и создан Совет участников судоходства по СМП». 
 
В ходе заседания участникам Совета был представлен доклад о совершенствовании ледовых прогнозов в целях повышения эффективности судоходства в Арктике.  «Сегодня мы находимся в активной фазе реализации мероприятий Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года. Основная метрика нашей работы – это оправдываемость автоматизированных ледовых прогнозов. К концу 2024 года (при сохранении финансирования) она составит не менее 90 процентов в режиме онлайн. Реализация мероприятий Плана и создаваемые технологии лягут в основу обеспечения безопасности судоходства в акватории СМП, и будут использоваться в рамках нашей совместной работы с Госкорпорацией «Росатом» и заинтересованными потребителями», - отметил Дмитрий Зайцев, заместитель руководителя Росгидромета. 
 
На сессии с презентацией об обеспечении экологической безопасности судоходства в акватории СМП выступил Николай Шабалин, исполнительный директор Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова и специальный представитель по морской деятельности России. Он обратил внимание на необходимость грамотного научного подхода к природоохранным аспектам и снижению экологического следа в Арктике, рассказал о разработанной программе экологического мониторинга акватории СМП и её отличиях от существующих программ мониторинга, а также подчеркнул важность использования международного опыта и обмена открытыми данными для соответствия программы лучшим мировым практикам. 
 
«Для обеспечения экологической безопасности акваторий АЗРФ необходим круглогодичный и систематический экологический мониторинг, осуществляющийся на нескольких уровнях. Нужно собирать и обрабатывать как материалы, полученные в полевых экспедициях, так и спутниковые данные и оперативную информацию с автоматических датчиков по трассе СМП. Не менее важным является создание отдельной подсистемы экологического мониторинга СМП, которая будет интегрирована в государственную систему мониторинга окружающей среды РФ. Наличие такой подсистемы позволит не только оперативно и однозначно следить за обстановкой в морях Арктики, контролируя экологическую безопасность хозяйственной деятельности, но и позволит использовать собранные данные для моделирования происходящих процессов с учётом климатических изменений и глобальных трендов», — отметил Николай Шабалин. 
 
Арктическое судоходство в последние 5 лет демонстрирует устойчивую динамику. Круглогодичная навигация в западном секторе уже факт, сегодня основной акцент на готовности к круглогодичной навигации в восточном направлении СМП. Стратегические задачи и планы по развитию инфраструктуры СМП до 2030 года и последующий период были представлены участникам Совета Владимиром Пановым, специальным представителем Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместителем председателя государственной комиссии по развитию Арктики. 
 
«В условиях внешнего санкционного давления переориентация грузовых потоков на восток стала очевидным фактом. На востоке сконцентрированы как потребители нашей продукции, так и потенциальные инвесторы в развитие Арктики. Наша миссия – обеспечить круглогодичную навигацию, начиная с декабря 2024 года. На это направлена и совместная работа по поручению Президента над планом развития СМП до 2035 года. Сейчас продолжаем взаимодействие с грузоотправителями по внесению изменений в правила плавания и сегодня предложили на обсуждение участников Совета модель судоходства на СМП. По расчетам, сделанным Миндальвостока, Минэкономразвития и Госкорпорацией «Росатом», до 2035 года новые проекты создадут 31,5 трлн ВВП и принесут в бюджет более 13 трлн рублей налогов»,- отметил Владимир Панов.
Фото с сайта Росатома
 

В рамках деловой программы VII Восточного экономического форума 6 сентября во Владивостоке прошло первое заседание Совета участников судоходства по СМП. В заседании приняли участие постоянные члены совета и приглашенные участники. 

Совет участников судоходства по СМП был создан в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации. В рамках работы Совета планируется обсудить и выработать предложения по повышению эффективности взаимодействия между операторами инвестиционных проектов, судоходными компаниями, осуществляющими перевозку грузов в акватории Северного морского пути, и Госкорпорацией «Росатом» как инфраструктурным оператором СМП.

Открыл заседание председатель Совета участников судоходства по СМП Сергей Франк, председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот».  «В текущих условиях актуальность вопросов развития судоходства в Арктике неизменно возрастает. Совет призван вырабатывать эффективные механизмы такого развития на основе координации позиций различных сторон: операторов флота, грузовладельцев и единого регулятора, «Росатома». Первые шаги по установлению такого взаимодействия внушают оптимизм. Мы видим открытость «Росатома» к важным для других участников вопросам – в частности, к теме совершенствования Правил плавания в акватории СМП. Эта открытость говорит о стремлении «Росатома» осуществлять регулирование в Арктике сбалансированным образом. Мы надеемся, что механизм обратной связи будет постоянным и действенным, ведь в конечном счете маркером эффективности работы регулятора будет гармоничное сосуществование и уверенное развитие всех участников хозяйственной деятельности в акватории СМП», – сказал Сергей Франк.  

В свою очередь, обращаясь к участникам Совета, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев отметил: «Судоходство по Северному морскому пути активно развивается в последние годы. Грузоотправители строят базовую инфраструктуру – порты, заказывают суда, осваивают месторождения. Количество судов на СМП и число участников судоходства все время растет. Сейчас мы понимаем необходимость координации действий для того, чтобы выстроить эффективную работу на СМП для выработки оптимальных механизмов по управлению арктическим судоходством между грузоотправителями, судоходными компаниями, государством и инфраструктурными операторами, обеспечивающими связь, данные о состоянии ледовых покровов, погодных условиях. Сегодня наша общая главная цель – это безопасность, вторая не менее важная составляющая – коммерческая привлекательность и устойчивая навигация по СМП. Для решения этих задач и создан Совет участников судоходства по СМП».  

В ходе заседания участникам Совета был представлен доклад о совершенствовании ледовых прогнозов в целях повышения эффективности судоходства в Арктике.  «Сегодня мы находимся в активной фазе реализации мероприятий Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года. Основная метрика нашей работы – это оправдываемость автоматизированных ледовых прогнозов. К концу 2024 года (при сохранении финансирования) она составит не менее 90 процентов в режиме онлайн. Реализация мероприятий Плана и создаваемые технологии лягут в основу обеспечения безопасности судоходства в акватории СМП, и будут использоваться в рамках нашей совместной работы с Госкорпорацией «Росатом» и заинтересованными потребителями», - отметил Дмитрий Зайцев, заместитель руководителя Росгидромета.  

На сессии с презентацией об обеспечении экологической безопасности судоходства в акватории СМП выступил Николай Шабалин, исполнительный директор Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова и специальный представитель по морской деятельности России. Он обратил внимание на необходимость грамотного научного подхода к природоохранным аспектам и снижению экологического следа в Арктике, рассказал о разработанной программе экологического мониторинга акватории СМП и её отличиях от существующих программ мониторинга, а также подчеркнул важность использования международного опыта и обмена открытыми данными для соответствия программы лучшим мировым практикам.  

«Для обеспечения экологической безопасности акваторий АЗРФ необходим круглогодичный и систематический экологический мониторинг, осуществляющийся на нескольких уровнях. Нужно собирать и обрабатывать как материалы, полученные в полевых экспедициях, так и спутниковые данные и оперативную информацию с автоматических датчиков по трассе СМП. Не менее важным является создание отдельной подсистемы экологического мониторинга СМП, которая будет интегрирована в государственную систему мониторинга окружающей среды РФ. Наличие такой подсистемы позволит не только оперативно и однозначно следить за обстановкой в морях Арктики, контролируя экологическую безопасность хозяйственной деятельности, но и позволит использовать собранные данные для моделирования происходящих процессов с учётом климатических изменений и глобальных трендов», — отметил Николай Шабалин.  

Арктическое судоходство в последние 5 лет демонстрирует устойчивую динамику. Круглогодичная навигация в западном секторе уже факт, сегодня основной акцент на готовности к круглогодичной навигации в восточном направлении СМП. Стратегические задачи и планы по развитию инфраструктуры СМП до 2030 года и последующий период были представлены участникам Совета Владимиром Пановым, специальным представителем Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместителем председателя государственной комиссии по развитию Арктики.  

«В условиях внешнего санкционного давления переориентация грузовых потоков на восток стала очевидным фактом. На востоке сконцентрированы как потребители нашей продукции, так и потенциальные инвесторы в развитие Арктики. Наша миссия – обеспечить круглогодичную навигацию, начиная с декабря 2024 года. На это направлена и совместная работа по поручению Президента над планом развития СМП до 2035 года. Сейчас продолжаем взаимодействие с грузоотправителями по внесению изменений в правила плавания и сегодня предложили на обсуждение участников Совета модель судоходства на СМП. По расчетам, сделанным Миндальвостока, Минэкономразвития и Госкорпорацией «Росатом», до 2035 года новые проекты создадут 31,5 трлн ВВП и принесут в бюджет более 13 трлн рублей налогов»,- отметил Владимир Панов.
 

Фото с сайта Росатома

Печатное издание