04.10.2021 10:36
Три капитана
Автор: Кристина Ткачева
ТРИ КАПИТАНА
В зимнюю навигацию 2020/21 ледоколы Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» провели больше 3,5 тысячи судов в три порта — Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог. В межнавигационный период «Капитан Демидов», «Капитан Мошкин» и «Капитан Чудинов» проходят плановое обслуживание и ремонт.
Корреспондент «Водного транспорта» побывала на трех линейных ледоколах Азовского бассейнового филиала и узнала, насколько экипаж и суда готовы к новой ледовой навигации, а также чему их научил прошлый сезон.
«Капитан Демидов»
«В следующем году нашему судну будет 38 лет. Чаще всего из строя выходят трубопроводы, их и меняем в межнавигационный период. Раз в пять лет — подтверждение квалификации. Это большой ремонт: ледокол поднимают в док, проверяют винто-рулевой комплекс, по результатам замеров меняют листы металла на корпусе. Мы же работаем в очень агрессивной среде», — говорит капитан Владимир Лаврешин.
Владимир Лаврешин на ледоколе с 1998 года. Дольше него на «Капитане Демидове» работает только один человек — старший электромеханик Алексей Калаганов, ветеран флота.
«Я начинал третьим электромехаником, это было в 1997 году. Помню, когда впервые попал на экскурсию на ледокол, для меня это был шок. Сколько здесь потребителей энергии, какая электронасыщенность. А сейчас сам слежу за всеми параметрами нашей мощной электростанции. Если что-то выходит из строя, загорается лампочка, срабатывает звонок», — рассказывает старший электромеханик.
Механики и электромеханики — одни из самых важных людей на ледоколе, ведь без них вся эта огромная махина просто не могла бы полноценно работать. Алексей Калаганов вспоминает, как в самые первые годы на Дону ледокол за всю зимнюю навигацию проводил около 100 судов, а в наше время ежедневно формируются караваны по 40 единиц.
Все три линейных ледокола «Росморпорта» работают вместе, они построены по одному проекту, могут выполнять одну и ту же работу и заменять друг друга. Но при этом есть и разделение территорий. Так, «Капитан Демидов» чаще всего сопровождает суда по Азово-Донскому морскому каналу (АДМК).
«Тут, конечно, своя специфика работы. Канал узкий, ширина всего 70 метров, осложняют условия ветер и дрейфующий лед. Там, где мы идем, гарантированные глубины поддерживаются на уровне 4 метров. Но сразу за бровкой очень мелко. Бывают ситуации, что лед начинает выдавливать теплоход на мель. Тут очень важно вовремя среагировать и помочь судну», — объясняет капитан.
Зимой на АДМК устанавливается одностороннее движение, так как во льдах очень сложно разойтись. Идти навстречу каравану может только ледокол. По словам Владимира Лаврешина, работа в море – это риск, во льдах – двойной риск, а в караване – тройной.
«Капитан Мошкин»
Если «Капитан Демидов» сопровождает караваны по АДМК, то «Капитан Мошкин» традиционно работает на порт Таганрог – с 1996 года.
«В Таганрог мы водим не караваны, а по два-три судна обычно, максимум — пять. Дело в самом порту, он маленький, причальных стенок не много. Плюс — здесь нет, как, например, в Ростове-на-Дону, рейда. Поэтому сухогрузы ждут нас у точки формирования», — рассказывает второй помощник капитана Алексей Кривосудов.
Алексей на ледокол попал матросом сразу после окончания Омского речного училища.
«Когда еще учился, у нас в Омске ходил другой ледокол — «Капитан Чудинов», это было мое первое судно, но потом его забрали в Ростов-на-Дону. После учебы я переехал на Дон, женился, так и остался здесь. На «Капитане Мошкине» я с 2000 года», — говорит Кривосудов.
Таганрогский залив мелкий, остывает быстро и замерзает каждый год. По словам моряков, работающих на ледоколах, важную роль в безопасности проводок играет возраст судов и опытность команды. Очень многое зависит от того, кто находится на мостике. Например, следуя друг за другом, сухогрузы должны сохранять определенное расстояние, чтобы расчищенный ледоколом канал не затянуло. Но некоторые судоводители боятся идти близко к другому судну, держатся подальше. В итоге — не все успевают пройти по чистой воде, кого-то отсекает дрейфующий лед.
В межнавигационный период у «Капитана Мошкина» такой же ремонт, как и у «Капитана Демидова»: меняют трубопроводы, обновляют краску на корпусе. Оба ледокола до начала зимней навигации стоят на ООО «РОСТ».
Прошлый сезон для «Капитана Мошкин» начался не очень удачно: ледокол в акватории порта Ростов-на-Дону столкнулся с теплоходом «Дельта». Но благодаря слаженной работе команды удалось минимизировать потери и риски, а на судоремонтном заводе «Моряк» судно быстро восстановили и вернули в строй.
Вообще на каждом ледоколе «Росморпорта» ежемесячно проходят самые разные учения, будь это пожарная тревога, условное столкновение, борьба с водой или разливом нефтепродуктов, спасание человека или оставление судна.
«Капитан Чудинов»
У «Капитана Чудинова» в 2021 году по графику подтверждение класса, поэтому ледокол стоит отдельно от своих «товарищей» — на судоремонтном заводе «Моряк». Здесь он провел уже больше месяца. Осматриваются основные части судна, все механизмы предъявляются в разобранном виде.
Корпус ледокола окрашен специальной краской в яркий оранжевый цвет.
«Вообще у «Чудинова» изначальный цвет был синий, немного грязноватый. Но из-за такого оттенка он был не очень заметен во льдах. Поэтому, когда я получил ледокол в свое распоряжение, попросил его перекрасить в яркий оранжевый сигнальный цвет. Таким образом, моряки с других судов сразу понимают, что идет ледокол», — рассказывает капитан Александр Юдин.
В зимнюю навигацию «Капитан Чудинов» работает чаще всего на обеспечение Таганрогского подходного канала. При сильном ледообразовании ледокол по большей части находится в морской зоне. «У нас даже многие члены экипажа — не речники, а именно моряки», — уточняет капитан.
Сам Александр Юдин большую часть своей карьеры провел на Дальнем Востоке. Возил лес в Японию, ходил до Австралии и Кореи. В Ростовской область оказался из-за болезни матери, чтобы быть поближе к ней, помогать. Какое-то время был лоцманом, меньше чем за три года провел 224 парохода.
«Я-то привык к глубинам по 19-20 метров. А тут по реке идешь, глубина 3,9 метра, а осадка судна 3,5 метра и понимаешь, что между сухогрузом и дном всего каких-то 40 сантиметров. Но справедливости ради стоит сказать, что и грунт здесь в Ростовской области отличается от того, который на Дальнем Востоке. Там скалы, здесь ил и песок», — поясняет Александр Борисович.
На ледоколе впервые Юдин оказался в 2010 году: отработал навигацию в качестве старшего помощника на «Капитане Мошкине». А уже 1 июля 2011-го принял в качестве капитана ледокол «Капитан Чудинов». Костяк команды, 8 человек, пришли на судно в тот же год, что и капитан.
«У каждого есть причина, почему он работает на ледоколе. Кто-то, как и я, здесь по семейным обстоятельствам, кто-то просто привык. А еще у нас очень творческая работа. Если на коммерческом флоте не бывает никаких отклонений, ни шага влево, ни шага вправо, то ледокол может и за бровку выйти. Свобода действия, душа отдыхает», — улыбается капитан.
Ледокол — очень маневренное судно. Александр Борисович, когда есть возможность, тренирует и учит своих штурманов. Например, плавает по чистой воде льдинка, капитан заставляет подчиненных вокруг нее обойти носом, при этом на определённом расстоянии, не касаясь. Или зайти в полынью под конкретным углом.
«Я когда на пенсию пойду, попрошусь в «Седовку» (Институт водного транспорта им. Седова – прим. автора), буду там ледокольные проводки преподавать», — говорит капитан.
Юдин, как и его коллеги, не жалует старый флот. Часто в документах у какого-нибудь сухогруза указаны одни параметры, а на деле — совсем другие.
«Вот я говорю им: держим в караване семь узлов. Капитаны обещают, что так и будет. Мы начинаем движение, и я вижу, что какое-нибудь судно больше пяти с половиной не может выжать. Или не может преодолеть мелкобитый лед, приходится брать на буксир. Конечно, флот обновляется, стало больше новых судов, но и старые-то никуда не деваются. Но как бы то ни было, наша задача — всем помогать и обеспечивать навигацию», — говорит капитан.
Речные ледоколы проекта 1191 были построены по заказу Советского Союза на верфи «Вяртсиля» в Хельсинки, Финляндия. Всего было выпущено восемь судов. Дизель-электрический линейный ледокол проекта 1191 является ледоколом смешанного «река-море» плавания. Предназначен для выполнение всех видов ледокольных работ, проводки судов во льдах, буксировки крупнотоннажных составов, аварийно-спасательных работ.
В зимнюю навигацию 2020-2021 ледоколы Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» провели больше 3,5 тысячи судов в три порта — Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог. В межнавигационный период «Капитан Демидов», «Капитан Мошкин» и «Капитан Чудинов» проходят плановое обслуживание и ремонт. Корреспондент «Российского судоходства» побывала на трех линейных ледоколах Азовского бассейнового филиала и узнала, насколько экипаж и суда готовы к новой ледовой навигации, а также чему их научил прошлый сезон.
«Капитан Демидов»
«В следующем году нашему судну будет 38 лет. Чаще всего из строя выходят трубопроводы, их и меняем в межнавигационный период. Раз в пять лет — подтверждение квалификации. Это большой ремонт: ледокол поднимают в док, проверяют винто-рулевой комплекс, по результатам замеров меняют листы металла на корпусе. Мы же работаем в очень агрессивной среде», — говорит капитан Владимир Лаврешин.
Владимир Лаврешин на ледоколе с 1998 года. Дольше него на «Капитане Демидове» работает только один человек — старший электромеханик Алексей Калаганов, ветеран флота.
«Я начинал третьим электромехаником, это было в 1997 году. Помню, когда впервые попал на экскурсию на ледокол, для меня это был шок. Сколько здесь потребителей энергии, какая электронасыщенность. А сейчас сам слежу за всеми параметрами нашей мощной электростанции. Если что-то выходит из строя, загорается лампочка, срабатывает звонок», — рассказывает старший электромеханик.
Механики и электромеханики — одни из самых важных людей на ледоколе, ведь без них вся эта огромная махина просто не могла бы полноценно работать. Алексей Калаганов вспоминает, как в самые первые годы на Дону ледокол за всю зимнюю навигацию проводил около 100 судов, а в наше время ежедневно формируются караваны по 40 единиц.
Все три линейных ледокола «Росморпорта» работают вместе, они построены по одному проекту, могут выполнять одну и ту же работу и заменять друг друга. Но при этом есть и разделение территорий. Так, «Капитан Демидов» чаще всего сопровождает суда по Азово-Донскому морскому каналу (АДМК).
«Тут, конечно, своя специфика работы. Канал узкий, ширина всего 70 метров, осложняют условия ветер и дрейфующий лед. Там, где мы идем, гарантированные глубины поддерживаются на уровне 4 метров. Но сразу за бровкой очень мелко. Бывают ситуации, что лед начинает выдавливать теплоход на мель. Тут очень важно вовремя среагировать и помочь судну», — объясняет капитан.
Зимой на АДМК устанавливается одностороннее движение, так как во льдах очень сложно разойтись. Идти навстречу каравану может только ледокол. По словам Владимира Лаврешина, работа в море – это риск, во льдах – двойной риск, а в караване – тройной.
«Капитан Мошкин»
Если «Капитан Демидов» сопровождает караваны по АДМК, то «Капитан Мошкин» традиционно работает на порт Таганрог – с 1996 года.
«В Таганрог мы водим не караваны, а по два-три судна обычно, максимум — пять. Дело в самом порту, он маленький, причальных стенок не много. Плюс — здесь нет, как, например, в Ростове-на-Дону, рейда. Поэтому сухогрузы ждут нас у точки формирования», — рассказывает второй помощник капитана Алексей Кривосудов.Алексей на ледокол попал матросом сразу после окончания Омского речного училища.
«Когда еще учился, у нас в Омске ходил другой ледокол — «Капитан Чудинов», это было мое первое судно, но потом его забрали в Ростов-на-Дону. После учебы я переехал на Дон, женился, так и остался здесь. На «Капитане Мошкине» я с 2000 года», — говорит Кривосудов.
Таганрогский залив мелкий, остывает быстро и замерзает каждый год. По словам моряков, работающих на ледоколах, важную роль в безопасности проводок играет возраст судов и опытность команды. Очень многое зависит от того, кто находится на мостике. Например, следуя друг за другом, сухогрузы должны сохранять определенное расстояние, чтобы расчищенный ледоколом канал не затянуло. Но некоторые судоводители боятся идти близко к другому судну, держатся подальше. В итоге — не все успевают пройти по чистой воде, кого-то отсекает дрейфующий лед.
В межнавигационный период у «Капитана Мошкина» такой же ремонт, как и у «Капитана Демидова»: меняют трубопроводы, обновляют краску на корпусе. Оба ледокола до начала зимней навигации стоят на ООО «РОСТ». Прошлый сезон для «Капитана Мошкин» начался не очень удачно: ледокол в акватории порта Ростов-на-Дону столкнулся с теплоходом «Дельта». Но благодаря слаженной работе команды удалось минимизировать потери и риски, а на судоремонтном заводе «Моряк» судно быстро восстановили и вернули в строй.
Вообще на каждом ледоколе «Росморпорта» ежемесячно проходят самые разные учения, будь это пожарная тревога, условное столкновение, борьба с водой или разливом нефтепродуктов, спасание человека или оставление судна.
«Капитан Чудинов»
У «Капитана Чудинова» в 2021 году по графику подтверждение класса, поэтому ледокол стоит отдельно от своих «товарищей» — на судоремонтном заводе «Моряк». Здесь он провел уже больше месяца. Осматриваются основные части судна, все механизмы предъявляются в разобранном виде.
Корпус ледокола окрашен специальной краской в яркий оранжевый цвет.
«Вообще у «Чудинова» изначальный цвет был синий, немного грязноватый. Но из-за такого оттенка он был не очень заметен во льдах. Поэтому, когда я получил ледокол в свое распоряжение, попросил его перекрасить в яркий оранжевый сигнальный цвет. Таким образом, моряки с других судов сразу понимают, что идет ледокол», — рассказывает капитан Александр Юдин.
В зимнюю навигацию «Капитан Чудинов» работает чаще всего на обеспечение Таганрогского подходного канала. При сильном ледообразовании ледокол по большей части находится в морской зоне. «У нас даже многие члены экипажа — не речники, а именно моряки», — уточняет капитан.
Сам Александр Юдин большую часть своей карьеры провел на Дальнем Востоке. Возил лес в Японию, ходил до Австралии и Кореи. В Ростовской область оказался из-за болезни матери, чтобы быть поближе к ней, помогать. Какое-то время был лоцманом, меньше чем за три года провел 224 парохода.
«Я-то привык к глубинам по 19-20 метров. А тут по реке идешь, глубина 3,9 метра, а осадка судна 3,5 метра и понимаешь, что между сухогрузом и дном всего каких-то 40 сантиметров. Но справедливости ради стоит сказать, что и грунт здесь в Ростовской области отличается от того, который на Дальнем Востоке. Там скалы, здесь ил и песок», — поясняет Александр Борисович.
На ледоколе впервые Юдин оказался в 2010 году: отработал навигацию в качестве старшего помощника на «Капитане Мошкине». А уже 1 июля 2011-го принял в качестве капитана ледокол «Капитан Чудинов». Костяк команды, 8 человек, пришли на судно в тот же год, что и капитан.
«У каждого есть причина, почему он работает на ледоколе. Кто-то, как и я, здесь по семейным обстоятельствам, кто-то просто привык. А еще у нас очень творческая работа. Если на коммерческом флоте не бывает никаких отклонений, ни шага влево, ни шага вправо, то ледокол может и за бровку выйти. Свобода действия, душа отдыхает», — улыбается капитан.
Ледокол — очень маневренное судно. Александр Борисович, когда есть возможность, тренирует и учит своих штурманов. Например, плавает по чистой воде льдинка, капитан заставляет подчиненных вокруг нее обойти носом, при этом на определённом расстоянии, не касаясь. Или зайти в полынью под конкретным углом.«Я когда на пенсию пойду, попрошусь в «Седовку» (Институт водного транспорта им. Седова – прим. автора), буду там ледокольные проводки преподавать», — говорит капитан.
Юдин, как и его коллеги, не жалует старый флот. Часто в документах у какого-нибудь сухогруза указаны одни параметры, а на деле — совсем другие.
«Вот я говорю им: держим в караване семь узлов. Капитаны обещают, что так и будет. Мы начинаем движение, и я вижу, что какое-нибудь судно больше пяти с половиной не может выжать. Или не может преодолеть мелкобитый лед, приходится брать на буксир. Конечно, флот обновляется, стало больше новых судов, но и старые-то никуда не деваются. Но как бы то ни было, наша задача — всем помогать и обеспечивать навигацию», — говорит капитан.
Печатное издание