10.04.2012 15:19

В Сибири реки всегда компенсировали отсутствие дорог

Автор: Мария Кириченко

О работе Федерального бюджетного учреждения «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» порталу «Российское судоходство» рассказывает руководитель ФБУ Сергей Павлушкин.


- Сергей Валентинович,  представьте, пожалуйста, свой регион  читателям.

- Зона ответственности Федерального бюджетного учреждения «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» находится в бассейне  крупнейшей реки Западной Сибири Оби. Мы работаем на территории Алтайского края, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей. На участке от слияния Бии и Катуни до с.Соснино, протяженностью 1936 км, Обь принимает значительное количество притоков, многие из которых являются судоходными. Всего, в соответствии с Перечнем внутренних водных путей РФ, в ведении ФБУ Обское ГБУ находится 7245 км водных путей, из них 4789 км. - малые реки. Гарантированные габариты установлены для 3206 км путей, из них на магистральные приходится 1507 км, малые реки - 1214 км, остальные 485 км – водные пути, относящиеся к III группе. Круглосуточное движение судов осуществляется на водных путях протяженностью 2036 км.

Период навигации составляет около шести месяцев: с мая по октябрь. На  Оби расположен Новосибирский гидроузел с водохранилищем. В состав сооружений гидроузла входит единственный за Уралом судоходный шлюз с подходными каналами.

Основными воднотранспортными узлами, организующими перевозки грузов и пассажиров по реке Обь и ее притокам, являются Бийск, Барнаул, Новосибирск, Томск. На  территории Новосибирской,  Томской  областей  формируются  потоки  грузов  для  населенных  пунктов  в  низовьях  Оби. В адрес грузополучателей перевозятся, в основном, минерально-строительные грузы (щебень, гравий, ПГС), ЖБИ, нефтепродукты.

- Назовите, пожалуйста, основных перевозчиков, работающих в бассейне.

В Обском бассейне  на сегодняшний день имеют действующие лицензии на перевозки внутренним водным транспортом 187 судоходных компаний и индивидуальных предпринимателей. Наиболее крупными перевозчиками являются ОАО «Томская судоходная компания», ОАО «Новосибирский речной порт», ООО «Алтайречфлот», ООО «Речное пароходство», ООО «Новосибирская судоходная компания».

- Навигация 2011 года – насколько успешной она была по сравнению с предыдущими годами?

- В навигацию 2011 года при запланированном объеме грузоперевозок в восемь миллионов тонн за навигацию, судовладельцы перевезли 8 212 тыс. тонн. Рост по отношению к предыдущему году составил 8,7 процентов.

Особенности Сибири таковы, что недостаточно разветвленную сеть автомобильных и железных дорог здесь всегда компенсировали пути водные, и им в ряде районов альтернативы нет. Развитие судоходства и возрастающая транспортная роль рек в Западной Сибири были во многом обусловлены началом разработки месторождений нефти и газа в 60-х годах прошлого столетия, и именно по рекам был доставлен тот гигантский объем материалов, который лег в основу формирования современного нефтегазового комплекса России. Развитие строительной индустрии обусловило массовую разработку месторождений ПГС на реках бассейна. Наиболее крупные карьеры находятся на Оби, Томи, Катуни, Бии.

В  условиях  Сибири,  с ее  громадной  территорией,  особенно  ценны  преимущества  речного  транспорта: естественность  водных  путей  и  более  дешевая  цена  обустройства  1км.  пути,  способность  единовременно  перемещать  большой  объем  грузов  на  значительные  расстояния,  возможность  доставки  грузов  и  пассажиров  в  самые  отдаленные  пункты,    в  том  числе  и  в  недоступные  для  других  видов  транспорта.

В 80-е годы и до начала 90-тых годов в бассейне ежегодно перевозилось не менее 30-32 млн.т. народнохозяйственных грузов. Общий спад экономики затронул всех: и судовладельцев, и путейцев. Резко упали объемы грузо- и пассажироперевозок, снижение объемов путевых работ привело к заметной деградации водных путей. Но, несмотря на общие трудности, в последние годы ситуацию в бассейне удалось стабилизировать. Тех объемов, которые были в советское время, уже не будет, потому что основные нефте- и газоместорождения  Западно-Сибирской низменности уже разведаны и освоены, крупные стройки на Севере завершены. Тем не менее, наметился рост хозяйственной активности судоходных компаний, и, как следствие, увеличение грузооборота.

- Чем отличалась  навигация 2011 года от предыдущих лет?

- Навигация прошлого  года характеризовалась ранним вскрытием рек. Поэтому, чтобы судовладельцы могли успеть использовать полноводный период, навигационная обстановка на магистральных участках была выставлена на 5-13 дней раньше установленных сроков. И вот, казалось, только началась настоящая работа, природа преподносит нам очередной сюрприз. С середины августа приточность настолько упала, что сентябрь-октябрь 2011-го были признаны самыми маловодными за весь период наблюдения реки Обь, начиная с 1893 года! Такие экстремальные гидрологические условия навигации потребовали от путейцев повышенной  ответственности  в  части  обеспечения  безопасных  условий  судоходства, мобилизации всех сил и средств и корректировки намеченных планов путевых работ. ФБУ Обское ГБУ направило в Федеральное агентство морского и речного транспорта обоснование о необходимости восстановления первоначальных лимитов бюджетных ассигнований. Зарезервированные средства в размере 10 млн. руб. были направлены на приобретение дизельного топлива для дноуглубительных работ, что позволило извлечь на 1 102,7 тыс. куб. м грунта больше в сравнении с плановыми показателями.

Подводя итог навигации 2011 года, можно сказать, что, несмотря на все природные факторы, проблемы и трудности, главная задача, поставленная Обскому государственному бассейновому управлению водных путей и судоходства, – в условиях малой водности выдержать на перекатах максимальные глубины,  свести к минимуму срывы гарантированных габаритов пути и обеспечить перевозку запланированного объема грузов, была выполнена.

- Что еще осложняет работу  речников?  Какие меры будут приниматься в навигацию 2012 года для того, чтобы решить эти проблемы?

Проблемы навигации 2011 года, о которых я уже сказал,  для речников бассейна не новы. Ведь наряду с естественными (природными) особенностями руслового и гидрологического режима рек необходимо учитывать воздействие техногенных факторов. К ним относятся: зарегулированность стока Новосибирской ГЭС, строительство которой положило начало интенсивному размыву русла в Нижнем бъефе в начале 60-х годов, русловые карьерные разработки строительно-минерального сырья на плесе р.Обь: ГЭС – устье р.Томь в конце 70 – начале 80-х годов, усугубивших ситуацию (продолжающая свое развитие просадка уровней на этом участке составляет на сегодняшний момент более 1,5 м, сохранится неопределенно долго, поскольку область размыва будет постепенно распространяться вниз по течению), строительство и эксплуатация многочисленных коммуникаций, прокладываемых через реки и т.д.

Кроме того, существуют проблемы, с которыми приходится сталкиваться в своей деятельности и другим ГБУ, это – небольшие объемы путевых работ, связанные с недостаточным бюджетным финансированием, стареющий флот, кадровые проблемы и многое другое. По прогнозам ЦГМС, максимальные уровни весеннего половодья на реках бассейна Оби ожидаются ниже нормы на 0,3-1,2 м, так что по водности навигация 2012 года будет еще сложнее предыдущей. Все это создает дополнительные сложности в части обеспечения нормальных условий судоходства.

2  декабря  2011 года Росморречфлотом  утверждено Государственное  задание  ФБУ  Обское  ГБУ  на  2012 год и  плановый  период  2013 и  2014  годов.  Одним из разделов государственного задания является проведение  работ по  содержанию внутренних  водных  путей  и  обеспечению  безопасности  судоходства. Уровень ответственности в части выполнения поставленных задач несоизмеримо выше.    Как при сложившихся обстоятельствах выполнить госзадание?

На самом деле существует несколько путей решения проблем. Прежде всего, требуется новый подход к эксплуатации водных путей. Необходима разработка генеральных схем развития водных путей бассейна, на основании которых  должны быть определены оптимальные габариты пути, исходя из объемов перевозок грузов и используемых типов судов.

Ну, а пока подобных проектов нет, будем решать вопросы навигации 2012 года, исходя из наших возможностей. Если раньше создание благоприятных условий судоходства  происходило главным образом за счет использования дноуглубительного флота, то в нынешних условиях обеспечить безопасность судоходства и поддержание глубин возможно за счет оперативного переноса судовых ходов, качественного траления и своевременного дно- и берегоочищения.

Важную роль в решении проблем Обского бассейна играет Общественный совет, созданный в 2003 году. В состав совета входят руководители крупных (основных) судоходных компаний, руководители Западно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра и Обского государственного речного надзора ФС по надзору в сфере транспорта, председатель Обско¬го баскомфлота, специалисты Обского ГБУ.

На заседаниях обсуждаются вопросы, связанные с состояни¬ем водных путей бассейна, обеспечения безопасности плавания, сроков и объемов перевозок, лицензирования перевозочной деятельности, тариф¬ной и ценовой политики на речных перевозках, концепции реформирова¬ния управления ВВП и другие.

В единстве – наша сила! Эти слова обозначают – общие интересы, способность понимать друг друга, прислушиваться к чужому мнению, умение действовать дружно. Следуя этому жизненному принципу, мы, речники, сможем не только решить наши проблемы, но и динамично двигаться вперед.

- Каковы перспективы ГБУ в связи с преобразованием в администрации речных бассейнов, каких улучшений в связи с этим стоит ждать речникам?


Вопрос о преобразовании Государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства в Администрации речных бассейнов обсуждался в Росморречфлоте на заседании Совета руководителей речных бассейнов 15 декабря 2011 года.

В протоколе заседания по данному вопросу изложена суть предстоящих изменений, цели и последовательность действий: «Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», находящийся в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, предполагает внесение изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта.

Предлагаемые изменения направлены на создание отвечающей современным требованиям нормативной правовой базы для обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, совершенствование системы государственного управления внутренним водным транспортом, а также на повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий.

Законопроектом предусмотрено:
- преобразование существующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства в Администрации речных бассейнов;
- закрепление за Администрациями речных бассейнов функций, которые в действующей редакции кодекса внутреннего водного транспорта закреплены за бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте;
- передача Администрациям речных бассейнов ряда функций, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (государственная регистрация судов в судовых реестрах Российской Федерации и реестре арендованных судов, государственная регистрация спортивных парусных судов);
- наделение Администраций речных бассейнов функцией государственного портового контроля на внутренних водных путях Российской Федерации.

Для реализации функции государственного портового контроля в Администрациях речных бассейнов предусматривается создание инспекций государственного портового контроля, возглавляемых капитанами речных бассейнов – заместителями руководителей Администрации речных бассейнов.

В этой связи, в Федеральном агентстве морского и речного транспорта реализуются следующие мероприятия:
Разработаны предложения в нормативные правовые акты:
- «Положение об Администрациях речных бассейнов»;
- «Положение  о государственном портовом контроле судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания в речных бассейнах, централизованном учете такого контроля, формах актов осмотра судов»;
- «Положение о капитане речного бассейна»;
- «Об установлении перечня речных бассейнов и зон ответственности, в которых осуществляют свою деятельность администрации речных бассейнов»;
- «Программа курса дополнительной профессиональной подготовки инспекторов государственного портового контроля судов на ВВП РФ»;
- «Перечень речных портов, в которых вводится портовый контроль»,
ФГУП «Морсвязбспутник» разрабатывается информационная система централизованного учета результатов государственного портового контроля на внутренних водных путях.
Ведутся согласительные мероприятия с Ространснадзором по информационному взаимодействию для обеспечения качественного функционирования информационной системы централизованного учета результатов государственного портового контроля на внутренних водных путях.
Определены основные мероприятия с целью обеспечения готовности организационной структуры Администраций речных бассейнов к выполнению функций государственного портового контроля в навигационный период 2012 года:
- внесение изменений в штатное расписание ФБУ ГБУВПиС в связи с введением новой штатной единицы – капитан речного бассейна;
- согласование в Росморречфлоте кандидатур на замещение должности капитанов речных бассейнов;
- укомплектование штата ФБУ ГБУВПиС должностными лицами инспекций портового контроля в соответствии с «Перечнем речных портов, в которых вводится государственный портовый контроль»;
Обучение и стажировка капитанов речных бассейнов и должностных лиц инспекций портового контроля по программе курса профессиональной подготовки».

- Насколько остро стоит кадровая проблема перед Обским ГБУ?


Среднесписочная численность работников управления, районов водных путей и судоходства, района водных путей, гидросооружений и судоходства  по состоянию  на начало 2012 года   составляет 995 человек, при штатно-плановой потребности 1952,85 единиц. Из общей численности работников плавсостава – 473 человека, из них командный состав – 224 человека, рядовой состав – 249 человек. Если говорить о возрасте работающих в  ФБУ Обское ГБУ, то доля молодых сотрудников   до 30 лет составляет всего 15%, специалисты  в возрасте от  30 до 50лет составляют 40 %, от 50 лет и старше – 45%.

Каждый год сотрудники управления и филиалов встречаются с курсантами командного речного училища – филиала ФБОУ ВПО «НГАВТ»,  а также студентами и выпускниками ФБОУ ВПО «НГАВТ» и приглашают их для прохождения производственной практики на штатных должностях, а также для дальнейшей работы в нашем учреждении. В навигацию 2011 года в филиалах управления прошли производственную практику 35 человек (студенты НГАВТа – 12 человек, МГУ – 1 человек, НКРУ – 11 человек, технический лицей №3 – 9 человек, другие учебные заведения – 2 человека). Также продолжают обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования по заочной форме обучения 20 человек. Окончили школу командного состава – 18 человек, продолжают обучение 13 человек.

В 2011 году 39 специалистов ФБУ Обское ГБУ прошли повышение квалификации по таким направлениям, как обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях, проведение торгов и запрос котировок, правовое регулирование земельно-имущественных отношений,  бюджетный учет, система оплаты труда, вопросы экологии и охраны труда, обеспечение транспортной безопасности лицами ответственными за транспортную безопасность, в субъектах транспортной инфраструктуры.

В настоящее время в работе изыскательских русловых партий (ИРП) внедряется и используется современное геодезическое и гидрографическое оборудование, геоинформационное программное обеспечение. Изыскательские работы проводятся в соответствии с новыми методиками и разработками в сфере гидрографии и топографии.

При выполнении путевых работ используются автоматизированные системы управления и автоматизированные промерные комплексы, при мониторинге судов и эксплуатации навигационного оборудования – СМС и система ГЛОНАСС/GPS.

В целях урегулирования социально-трудовых отношений между работодателем и работниками в ФБУ Обское ГБУ раз в три года заключается соглашение между Обской бассейновой профсоюзной общественной организацией профсоюза работников водного транспорта РФ и руководителем Федерального бюджетного учреждения «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства». В разделе соглашения «Развитие социальной сферы, предоставление льгот и компенсаций» отражены дополнительные по сравнению с законодательством положения  об условиях оплаты труда, социальном и жилищно-бытовом обслуживании работников учреждения и его филиалов.   
        
Конкретные формы социально-бытового обслуживания, гарантии и компенсации работникам устанавливаются руководителем учреждения и начальниками филиалов совместно с профсоюзным комитетом с учетом местных условий и финансовых возможностей и закрепляются в местных локальных документах.

Набор льгот и компенсаций, предоставляемых  работникам управления и филиалов  в составе социального пакета:
- частичное возмещение расходов на приобретение санаторно-курортных путевок для работников учреждения, путевок в детские оздоровительные  санатории, дома отдыха и в детские  летние лагеря;
- оказание материальной помощи, выплата денежных вознаграждений работникам  в связи с юбилейными датами, государственными и профессиональными праздниками;
- частичное возмещение расходов по найму жилых помещений работникам отдельных категорий;
- оказание материальной помощи работникам на оздоровление в период отпуска;
- оплата занятий спортом и культурного отдыха;
- оказание материальной помощи на приобретение дорогостоящих лекарств;
- другие льготы и компенсации.

Руководитель учреждения и начальники филиалов принимают меры по закреплению в учреждении молодых специалистов, выпускников средних  специальных и высших учебных заведений, предусматривают в пределах финансовых  возможностей выплату молодым специалистам, прибывших на работу в установленные сроки:  
- материальной помощи в размере до 50 % должностного оклада;
- оплата проезда к месту работы;
- способствуют решению жилищных вопросов.
- предусматривают закрепление наставников за всеми молодыми работниками не позднее 6 месяцев с начала их работы с целью создания условий для повышения  квалификации молодых работников;
- устанавливают по возможности гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в высших учебных заведениях, в государственных образовательных учреждениях профессионального образования.

Средняя заработная плата за 2011 год составила 20815,00 рублей. Оплата труда сотрудников зависит от  объема выполняемой работы и ее качества, квалификации и профессиональных обязанностей работника. Введена бальная система премирования работников,  установлены  персональные повышающие коэффициенты к должностным окладам за выслугу лет. Данная система оплаты труда способствует привлечению молодых специалистов и закреплению их в учреждении.

-  Существует ли корпоративная культура в ГБУ?

Корпоративной культуре в Обском ГБУ уделяется большое значение. Администрация совместно  с профсоюзным комитетом ежегодно подписывают соглашение о выплатах социального характера, гарантиях и компенсациях работникам учреждения. Разрабатывается план культурно-массовых мероприятий и работы профкома при участии администрации и совета ветеранов.
      
С целью пропаганды здорового образа жизни, популяризации физической культуры и спорта, организации активного отдыха ежегодно проводятся Недели спорта среди работников ФБУ Обское ГБУ, а также Спартакиады путейцев Обского бассейна совместно с филиалами,  иногда  с привлечением  других организаций речного транспорта бассейна. В помещении управления оборудовано помещение с бильярдом и тренажерами. Оплачивается посещение бассейна.


                              

Печатное издание