20.03.2020 09:39

Российская палата судоходства - на страже интересов отрасли

Автор: Надежда Малышева, директор по развитию, обозреватель, главный редактор медиа-группы "ПортНьюс"

Российская палата судоходства - на страже интересов отрасли 
Общее собрание членов Российской палаты судоходства в начале марта 2020 года переизбрало своим президентом на ближайшие три года Алексея Клявина. Также в ходе собрания были обозначены  приоритеты работы на ближайший год. Главными остается - повышение конкурентоспособности морского и речного транспорта с сокращение избыточности государственного администрирования.
Выступая 5 марта 2020 года в Гербовом зале министерства транспорта Российской Федерации, президент общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Алексей Клявин отчитался перед общим собрание о работе в 2019 году и наметил ключевые планы на предстоящий год. 
Свое выступление президент палаты начал с вопроса о состоянии российского морского транспортного флота. Он напомнил, что в 90-е годы прошлого века Россия занимала лидирующие позиции по количеству морского флота. Так в 1992 г. по данным ЮНТКТАД это было 8 место в мире. "Но к 2015 году мы оказалась на 20 месте. С 2017 года ситуация изменилась, и три года Россия занимает 19-е место. До былого могущества еще далеко, но, несомненно, это позитивный сигнал", - отметил Клявин. Сегодня совокупный дедвейт судов под российским флагом составляет 7,7 млн. тонн.
Что касается речного флота, то здесь ситуация несколько иная. Его совокупная грузоподъемность продолжает падать, сейчас этот показатель составляет 6,8 млн тонн, средний возраст - более 38 лет.
«В качестве позитивных тенденций можно отметить, что удалось остановить бегство судов  из-под российского флага, есть устойчивая положительная динамика, - отметил Алексей Клявин. - Если бы в 2005-2011 годах не были бы приняты законы о поддержке судостроения и судоходства, о создании Российского международного реестра судов, сегодня совокупный дедвейт морского флота под российским флагом мог бы быть примерно на 4 млн тонн меньше».
По словам Клявина, «для обеспечения конкурентоспособности российского флота на должном уровне от государства не требуется капитальных вложений, все необходимые меры находятся в рамках совершенствования законодательства и создания благоприятных условий для бизнеса».
Вместе с тем, объем перевозок российских грузов судами под российским флагом очень низок. По словам заместителя министра транспорта Российской Федерации Юрия Цветкова, участвовавшего в общем собрании членов Российской палаты судоходства, в настоящее время судами под российским флагом перевозится менее 2% всех грузов. Перед отраслью стоит задача увеличить этот показатель до 16,2%. Для этого Минтранс намерен добиваться внесения в стратегии  развития других отраслей рекомендации по использованию отечественного флота.  
О транспортной  безопасности
- Более трех лет все ждали кардинальных изменений в закон «О транспортной безопасности». Не всего удалось добиться. На сегодняшний день соответствующий законопроект прямо предполагает упрощение процедур только для речного транспорта. К большому сожалению, морской транспорт данная реформа не затронула. 
В любом случае ожидается  положительный  эффект: в 2020 году должны быть пересмотрены и смягчены отраслевые требования по транспортной безопасности. Палата будет активно участвовать в данной работе. На 2020 г. сохраняется задача освободить морские суда, соответствующие кодексу ОСПС, от дублирующих требований ФЗ «О транспортной безопасности». Одновременно свои инициативы по отмене избыточного регулирования мы формируем в рамках участия в «регуляторной гильотине».
О налогах 
- При участии Российской палаты судоходства внесены изменения в  Налоговый кодекс, предусматривающие 0% НДС на перевозки грузов между иностранными портами. В результате судовладельцы, оперирующие флотом под российским флагом, получили возможность возмещать НДС за такие перевозки в ускоренном порядке. Подчеркну, что сюда включены расходы по топливу, лизинговым и другим платежам.
Об отмене лицензирования
- Вопрос, который волнует очень многих – это отмена лицензирования, поскольку оно является избыточным требованием. Палате удалось реанимировать законопроект об отмене лицензирования в сфере перевозок опасных грузов. Сейчас этот проект в рамках проводимой реформы поддерживают Минтранс, Ространснадзор и Минэкономразвития.
О регуляторной гильотине
- В отношении морского и речного транспорта удалось консолидировать на площадке Российской палаты судоходства мнения не только судоходного сообщества но и других объединений – портовиков, бункеровщиков, морских агентов. Представители Палаты участвуют в деятельности Рабочих групп в сфере трудовых отношений и охраны труда, в сфере туризма и сфере метеорологии. В Рабочей группе «Водный транспорт» президент Палаты назначен сопредседателем от бизнеса.
Также обеспечено присутствие на экспертном уровне в рабочих группах, которые будут рассматривать вопросы, затрагивающие наши интересы – конкуренции, экологии, торговли и защиты прав потребителей, санитарные вопросы. 
Мы ожидаем значительный положительный эффект от «регуляторной гильотины», ведь  Минтранс России и другие федеральные органы исполнительной власти при реализации ими права нормотворчества фактически обязаны прислушиваться к мнению бизнеса. Правительство сформировало из руководителей отраслевых предприятий и их объединений большую часть рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины. Также в  этом году создана Рабочая группа по транспортной безопасности.
О работе Совета по профессиональным квалификациям 
- Еще одно направление работы, имеющее отраслевой охват, – это созданный на  базе Палаты Совет по профессиональным квалификациям (СП) на морском и внутреннем водном транспорте. 
Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям уже одобрил и закрепил за нашим Советом 20 профессиональных стандартов для основных категорий работников отрасли. Утвержден Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации программ подготовки специалистов, решением СПК Российская палата судоходства наделена правом проведения этой аккредитации. Советом рассмотрены и одобрены пять проектов Примерных образовательных программ по основным направлениям подготовки специалистов плавсостава. 
В настоящее время ведется работа по созданию системы независимой оценки профессиональной квалификации работников на водном транспорте, за исключением плавсостава. В частности, разработаны оценочные средства для квалификации «докер-механизатор» и разрабатываются для квалификации «инженер-экономист». 
Также формируется организационная структура, включающая в себя Центр оценки квалификаций (ЦОК), экзаменационные центры (площадки), апелляционную комиссию. Рассматривается вопрос подготовки экспертов для экзаменационных центров. 
СПК работает в тесном взаимодействии с Национальным агентством развития квалификаций и СПК на других видах транспорта. Ведется масштабная работа по созданию отраслевой рамки квалификаций. Продолжается сбор данных в рамках мониторинга рынка труда. 
О приоритетах работы Палаты в 2020 году
- Главный приоритет в нашей работе – повышение конкурентоспособности морского и речного транспорта. 
В 2020 году Палата планирует дальнейшее экспертное сопровождение законопроектов по изменению ст. 4 Кодекса торгового мореплавания (КТМ), которая касается каботажного плавания. В части законодательства о поддержке отечественного судостроения и судоходства, Палата планирует добиться пролонгации после 2027 года действующего тарифа 0% страхового взноса (на финансирование страховой и накопительной пенсии), применяемого в отношении начислений членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. 
В 2020 году предполагается продолжить работу с Минтрансом России, Минэкономразвития России, Минэнерго России и ФАС России по формированию транспортно-экономического баланса для различных видов транспорта с целью оптимального перераспределения грузов с наземных видов транспорта на «реку» в период навигации, в том числе и в рамках тарифных решений. 
Одной из самых острых проблем для речного судоходства в нашей стране остаются инфраструктурные ограничения. Мы продолжим работу по продвижению проектов, направленных на устранение узких мест на внутренних водных путях (ВВП) России. В первую очередь это обеспечение 100% финансирования текущего содержания ВВП и судоходных гидротехнических сооружений, а также строительство Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов.
Для обеспечения безопасности мореплавания, судоходства и транспортной безопасности планируется оптимизировать процедуры подготовки плавсостава для работы на морских судах и на судах внутреннего плавания с целью исключения дублирования и взаимного признания документов, полученных в соответствии с нормами Конвенции ПДНВ и «Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта».
Для повышения эффективности деятельности судоходных компаний продолжится работа по внедрению принципа «единого окна» при прохождении таможенных процедур. 
В области совершенствования тарифной политики субъектов естественных монополий будет продолжена работа с целью недопущения увеличения сборов на ВВП выше уровня инфляции, а также выработки механизмов участия бизнеса в надлежащем контроле за уровнем тарифов на ВВП.
Продолжится взаимодействие с ФГУП «Росморпорт» и ФАС России с целью проведения индексации уровня ставок портовых сборов в морских портах не выше суммарного уровня 
О присоединении России к новым международным инструментам
В ходе общего собрания членов Российской палаты судоходства Алексей Клявин еще раз обратил внимание на то, что в этом году планируется ратификация нескольких  наднациональных законодательных актов.  
В части безопасности судоходства ожидается ратификация Протокола 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года. Кроме того будет ратифицирован Протокол 2005 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.
Ратификация Найробийской Международной Конвенции об удалении затонувших судов 2007 года, намеченная на этот год, повлечет за собой целый комплект поправок и в национальное законодательство.  Потребуются  изменения в КТМ РФ в части регулирования вопросов удаления имущества, затонувшего в морских акваториях, и законопроект о снятии оговорки в отношении Конвенции LLMC.

Общее собрание членов Российской палаты судоходства в начале марта 2020 года переизбрало своим президентом на ближайшие три года Алексея Клявина. Также в ходе собрания были обозначены  приоритеты работы на ближайший год. Главными остается - повышение конкурентоспособности морского и речного транспорта с сокращение избыточности государственного администрирования.

Выступая 5 марта 2020 года в Гербовом зале министерства транспорта Российской Федерации, президент общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Алексей Клявин отчитался перед общим собрание о работе в 2019 году и наметил ключевые планы на предстоящий год. 

Свое выступление президент палаты начал с вопроса о состоянии российского морского транспортного флота. Он напомнил, что в 90-е годы прошлого века Россия занимала лидирующие позиции по количеству морского флота. Так в 1992 г. по данным ЮНТКТАД это было 8 место в мире. "Но к 2015 году мы оказалась на 20 месте. С 2017 года ситуация изменилась, и три года Россия занимает 19-е место. До былого могущества еще далеко, но, несомненно, это позитивный сигнал", - отметил Клявин. Сегодня совокупный дедвейт судов под российским флагом составляет 7,7 млн. тонн.

Что касается речного флота, то здесь ситуация несколько иная. Его совокупная грузоподъемность продолжает падать, сейчас этот показатель составляет 6,8 млн тонн, средний возраст - более 38 лет.

«В качестве позитивных тенденций можно отметить, что удалось остановить бегство судов  из-под российского флага, есть устойчивая положительная динамика, - отметил Алексей Клявин. - Если бы в 2005-2011 годах не были бы приняты законы о поддержке судостроения и судоходства, о создании Российского международного реестра судов, сегодня совокупный дедвейт морского флота под российским флагом мог бы быть примерно на 4 млн тонн меньше».

По словам Клявина, «для обеспечения конкурентоспособности российского флота на должном уровне от государства не требуется капитальных вложений, все необходимые меры находятся в рамках совершенствования законодательства и создания благоприятных условий для бизнеса».Вместе с тем, объем перевозок российских грузов судами под российским флагом очень низок. По словам заместителя министра транспорта Российской Федерации Юрия Цветкова, участвовавшего в общем собрании членов Российской палаты судоходства, в настоящее время судами под российским флагом перевозится менее 2% всех грузов. Перед отраслью стоит задача увеличить этот показатель до 16,2%. Для этого Минтранс намерен добиваться внесения в стратегии  развития других отраслей рекомендации по использованию отечественного флота.  

О транспортной  безопасности

- Более трех лет все ждали кардинальных изменений в закон «О транспортной безопасности». Не всего удалось добиться. На сегодняшний день соответствующий законопроект прямо предполагает упрощение процедур только для речного транспорта. К большому сожалению, морской транспорт данная реформа не затронула. 

В любом случае ожидается  положительный  эффект: в 2020 году должны быть пересмотрены и смягчены отраслевые требования по транспортной безопасности. Палата будет активно участвовать в данной работе. На 2020 г. сохраняется задача освободить морские суда, соответствующие кодексу ОСПС, от дублирующих требований ФЗ «О транспортной безопасности». Одновременно свои инициативы по отмене избыточного регулирования мы формируем в рамках участия в «регуляторной гильотине».

О налогах 

 
- При участии Российской палаты судоходства внесены изменения в  Налоговый кодекс, предусматривающие 0% НДС на перевозки грузов между иностранными портами. В результате судовладельцы, оперирующие флотом под российским флагом, получили возможность возмещать НДС за такие перевозки в ускоренном порядке. Подчеркну, что сюда включены расходы по топливу, лизинговым и другим платежам.Об отмене лицензирования

- Вопрос, который волнует очень многих – это отмена лицензирования, поскольку оно является избыточным требованием. Палате удалось реанимировать законопроект об отмене лицензирования в сфере перевозок опасных грузов. Сейчас этот проект в рамках проводимой реформы поддерживают Минтранс, Ространснадзор и Минэкономразвития.О регуляторной гильотине

- В отношении морского и речного транспорта удалось консолидировать на площадке Российской палаты судоходства мнения не только судоходного сообщества но и других объединений – портовиков, бункеровщиков, морских агентов. Представители Палаты участвуют в деятельности Рабочих групп в сфере трудовых отношений и охраны труда, в сфере туризма и сфере метеорологии. В Рабочей группе «Водный транспорт» президент Палаты назначен сопредседателем от бизнеса.

Также обеспечено присутствие на экспертном уровне в рабочих группах, которые будут рассматривать вопросы, затрагивающие наши интересы – конкуренции, экологии, торговли и защиты прав потребителей, санитарные вопросы. 

Мы ожидаем значительный положительный эффект от «регуляторной гильотины», ведь  Минтранс России и другие федеральные органы исполнительной власти при реализации ими права нормотворчества фактически обязаны прислушиваться к мнению бизнеса. Правительство сформировало из руководителей отраслевых предприятий и их объединений большую часть рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины. Также в  этом году создана Рабочая группа по транспортной безопасности.

О работе Совета по профессиональным квалификациям 

- Еще одно направление работы, имеющее отраслевой охват, – это созданный на  базе Палаты Совет по профессиональным квалификациям (СП) на морском и внутреннем водном транспорте. 

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям уже одобрил и закрепил за нашим Советом 20 профессиональных стандартов для основных категорий работников отрасли. Утвержден Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации программ подготовки специалистов, решением СПК Российская палата судоходства наделена правом проведения этой аккредитации. Советом рассмотрены и одобрены пять проектов Примерных образовательных программ по основным направлениям подготовки специалистов плавсостава. 

В настоящее время ведется работа по созданию системы независимой оценки профессиональной квалификации работников на водном транспорте, за исключением плавсостава. В частности, разработаны оценочные средства для квалификации «докер-механизатор» и разрабатываются для квалификации «инженер-экономист». 

Также формируется организационная структура, включающая в себя Центр оценки квалификаций (ЦОК), экзаменационные центры (площадки), апелляционную комиссию. Рассматривается вопрос подготовки экспертов для экзаменационных центров. 

СПК работает в тесном взаимодействии с Национальным агентством развития квалификаций и СПК на других видах транспорта. Ведется масштабная работа по созданию отраслевой рамки квалификаций. Продолжается сбор данных в рамках мониторинга рынка труда. 

О приоритетах работы Палаты в 2020 году

- Главный приоритет в нашей работе – повышение конкурентоспособности морского и речного транспорта. 

В 2020 году Палата планирует дальнейшее экспертное сопровождение законопроектов по изменению ст. 4 Кодекса торгового мореплавания (КТМ), которая касается каботажного плавания. В части законодательства о поддержке отечественного судостроения и судоходства, Палата планирует добиться пролонгации после 2027 года действующего тарифа 0% страхового взноса (на финансирование страховой и накопительной пенсии), применяемого в отношении начислений членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. 

В 2020 году предполагается продолжить работу с Минтрансом России, Минэкономразвития России, Минэнерго России и ФАС России по формированию транспортно-экономического баланса для различных видов транспорта с целью оптимального перераспределения грузов с наземных видов транспорта на «реку» в период навигации, в том числе и в рамках тарифных решений. 

Одной из самых острых проблем для речного судоходства в нашей стране остаются инфраструктурные ограничения. Мы продолжим работу по продвижению проектов, направленных на устранение узких мест на внутренних водных путях (ВВП) России. В первую очередь это обеспечение 100% финансирования текущего содержания ВВП и судоходных гидротехнических сооружений, а также строительство Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов.

Для обеспечения безопасности мореплавания, судоходства и транспортной безопасности планируется оптимизировать процедуры подготовки плавсостава для работы на морских судах и на судах внутреннего плавания с целью исключения дублирования и взаимного признания документов, полученных в соответствии с нормами Конвенции ПДНВ и «Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта».

Для повышения эффективности деятельности судоходных компаний продолжится работа по внедрению принципа «единого окна» при прохождении таможенных процедур. В области совершенствования тарифной политики субъектов естественных монополий будет продолжена работа с целью недопущения увеличения сборов на ВВП выше уровня инфляции, а также выработки механизмов участия бизнеса в надлежащем контроле за уровнем тарифов на ВВП.

Продолжится взаимодействие с ФГУП «Росморпорт» и ФАС России с целью проведения индексации уровня ставок портовых сборов в морских портах не выше суммарного уровня О присоединении России к новым международным инструментам

В ходе общего собрания членов Российской палаты судоходства Алексей Клявин еще раз обратил внимание на то, что в этом году планируется ратификация нескольких  наднациональных законодательных актов.  

В части безопасности судоходства ожидается ратификация Протокола 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года. Кроме того будет ратифицирован Протокол 2005 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.

Ратификация Найробийской Международной Конвенции об удалении затонувших судов 2007 года, намеченная на этот год, повлечет за собой целый комплект поправок и в национальное законодательство.  Потребуются  изменения в КТМ РФ в части регулирования вопросов удаления имущества, затонувшего в морских акваториях, и законопроект о снятии оговорки в отношении Конвенции LLMC.

Печатное издание