Автор: По материалам информационного сайта столицы Чувашии Чебоксары.ру
Чебоксарский речной порт в 2019 году отмечает 50-летие. За активное участие в развитии транспортной отрасли и в связи с 50-летием со дня образования организации коллектив порта награжден Почетным дипломом Министерства транспорта РФ.
Сейчас портом обслуживаются туристические и транзитные пассажирские суда, следующие до Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Уфы, Астрахани и Ростова-на-Дону.
Основные виды деятельности предприятия - грузовые и пассажирские перевозки, переработка грузов, добыча нерудных строительных материалов, услуги комплексного обслуживания флота, оптовая торговля нерудными строительными материалами, туристические услуги.
Город Чебоксары расположен в Приволжской возвышенности, на берегу великой реки Волга и по праву считается «Сердцем Волги».
Количество туристов, прибывающих речным транспортом в Чебоксары, ежегодно увеличивается. За навигационный сезон 2018 года число судозаходов, прибывших столицу республики по Волге , составило 347. На борту теплоходов в Чебоксары прибыло почти 46 тысяч туристов. Увеличилось количество теплоходов с продолжительностью стоянки до 6 часов.
Пристань города начала работать в 1917 году
В 1917 году начала свою работу пристань города. К концу ХХ века она состояла из баркасов, небольших парусных судов, лодок. Лишь некоторые купцы, такие, как братья Таланцевы, имели пароход и причалы на Волге и Суре.
Берег застраивался купеческими хлебными амбарами, лавками для торговли рыбой, мхом, мочалом, дегтем и др. В дождливое время здесь была непролазная грязь. В конце 1918 года речной транспорт Чебоксар принял в свое ведение один старый паром, 4 больших и 2 маленьких лодки и причал.
Баркасы, лодки, баржи
Набережная начиналась от места впадения Чебоксарки в небольшой залив, там же находились переправа через Волгу и причалы речных судов. Эти места облюбовали мальчишки и рыбаки-любители. Кому не хватало места, на лодках и плотах, те пользовались дебаркадерами и сходнями. В ходу были удочки. В предвоенные годы они оправдывали свое назначение.
К 1935 году имелось 4 баркаса, 10 лодок, З баржи, 2 плашкоута для перевозки скота и подвод, 2 дебаркадера. Тогда же подъезды к пристаням замостили булыжником. Чуть выше пристаней по инициативе спортобщества «Спартак» была сооружена водная станция с вышками для прыжков в воду, дорожками для соревнований пловцов, бассейном для обучения детей плаванию, рядом - лодочная станция, в районе улицы Луговая - каток. На субботниках чебоксарцы озеленили крутые склоны к реке, благоустроили набережную, и стал волжский бульвар (ныне Московская набережная) любимым местом отдыха горожан.
Одно-двухпалубные пароходы и дебракадеры
В предвоенные годы были одно-двухпалубные пароходы с колёсным ходом и деревянные o дебаркадеры. Эти пароходы в сравнении с современными трех-четырех-палубными, лайнерами - карлики и малокомфортабельны. К дебаркадерам и плашкоутам причаливали пароходы и баржи. Они доставляли различные грузы с верховьев и низовьев Волги, с Оки и Камы для развивающегося города. У этих пароходов наряду с минусами, были и свои плюсы. В сравнении с современными каюты - просторные, потолки выше. Хотя пароходы старой конструкции проигрывали в скорости от Чебоксар до Астрахани шли десять дней, а то и больше, зато на пристанях остановки были долгие. На всех пристанях торговали вареной картошкой и солеными огурцами. Тихий ход пароходов давал возможность вдосталь налюбоваться берегами, обозреть населенные пункты, рассмотреть даже одинокие повозки и людей.
Арбузы и помидоры, сельдь и вобла
Чебоксарцы выходили специально встречать пароходы из Астрахани, привозившие арбузы и помидоры на продажу. Трюмы были загружены бочками, с сельдью, кулями с воблой. Поставщиком мягкой тары для рыбных промыслов Прикаспия была промысловая кооперация Чувашии. Паромная переправа была продолжительнее современной. Люди и животные переправлялись вместе. За полчаса, а то и больше, пассажиры успевали перезнакомиться, спеть не одну песню, рассказать не один анекдот.
Первые катера
В пятнадцатилетие Чувашской автономии Чебоксары получили из Нижнего Новгорода два пассажирских катера – «15 лет Чувашской АССР» и "ЦИК Чувашии", построенных на Сормовской судоверфи им. Постышева. Каждый катер вмещал в себя до 160 пассажиров. Через пять лет, за год до начала войны, речной флот столицы Чувашии пополнился самоходным паромом "20 лет ЧАССР". Она продержалась на плаву долго. Курсировала много лет и после войны. А два катера "15 лет ЧАССР" и "ЦИК Чувашии" были мобилизованы на фронт и не вернулись со Сталинградской битвы.
Пароход «Чебоксары»
В составе Верхне-Волжского речного пароходства находился пароход «Чебоксары», работавший на твердом топливе. Эти основные этапы работы речного перевоза предшествовали созданию Чебоксарской волжской флотилии, теперь состоящей из нескольких самоходных барж, судов озерного типа и катеров, курсирующих по различным маршрутам от Чебоксар на левобережье и до ближайших волжских пристаней. Чебоксарские речники неоднократно занимали места в соревновании o волжских речников.
Всенародная стройка восьмого, последнего каскада электростанций на Волге
До сооружения ГЭС правый берег Волги был малопривлекательным. Откос был выложен дерном, имелись мощеные съезды для транспорта и деревянные лестницы для пешеходов. В 1968 году пристань города Чебоксары получила статус речного порта в составе Волжско-объединенного речного пароходства. В год 50-летия плана ГОЭЛРО развернулась всенародная стройка восьмого, последнего каскада электростанций на Волге - Чебоксарской ГЭС. С ее сооружением изменилось и лицо нашего города. Широкий и глубоководный путь открыл возможность для плавания теплоходов типа "Река-море".
В публикации использованы материалы из книги А. И. Терентьева «Чебоксары и чебоксарцы. Записки краеведа».