17.01.2019 13:51

Подсветить новые вызовы времени

Автор:

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» подготовило обзор  о наиболее заметных событиях в правовом регулировании на морском и речном транспорте, которые произошли в 2018 году. «Российское судоходство» публикует статью, подготовленную пресс-службой  бюро, оказывающего  юридическую помощь индустрии морского и внутреннего водного транспорта.

Регистрация судов по новому и для всех

Вступили в силу новые правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов. Новые правила включили классификационное общество в систему регистрации, определив срок и порядок взаимодействия судовладельца с ним при регистрации судов. Стало возможным получение временного свидетельства о праве плавания под флагом уже на следующий день после обращения за регистрацией. Заложены предпосылки для развития системы электронного документооборота в системе регистрации судов. Подробнее на эту тему можно прочитать в материале, подготовленном старшим партнером бюро Викторией Ждановой

Заложенные законодательством льготы и преференции регистрации судов в РМРС начали находить свое отражение в судебной практике. Так, например, судами была подтверждена правомерность применения нулевой ставки НДС при строительстве судов, регистрируемых в РМРС (дело № А32-37113/2017).

В Кодекс торгового мореплавания (далее – КТМ РФ) федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 296-ФЗ внесены изменения в части создания Российского открытого реестра судов, регистрации в котором будут подлежать суда, включая маломерные, принадлежащие иностранным собственникам. Так, Российский флаг стал открытым для зарубежных судовладельцев, следуя практике удобных флагов.

Расширение понятия каботаж

Правительство пошло навстречу иностранным участникам индустрии, расширив и уточнив понятие каботажной перевозки в ст. 4 КТМ РФ. С 2018 года каботажем считаются любые перевозки по морским путям, а не только между двумя морскими портами. Новая трактовка облегчила процесс получения разрешений на каботаж от Федерального агентства морского и речного транспорта. Подробнее >>

Регулирование голубых карт

Дополнительное регулирование через утверждение специальных правил, получила выдача и проверка свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами с судов. Ранее выдача проводилась в отсутствие отдельного законодательного регулирования. Кроме того, с введением регулирования постепенно начала формироваться практика принятия полисов иностранных P&I клубов, выдающих свои полисы в форме электронных документов.

Уточнение порядка ввоза товаров на таможенную территорию

Принятие нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Союз) повлекло за собой пересмотр и утверждение новых протоколов порядка декларирования товаров, подтверждения таможенной стоимости, оспаривания решений таможенного органа. Особенно полезным оказалось освещение вопросов порядка предоставления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Союза водным транспортом.

Развитие мер государственной поддержки судостроения

Продлено действие нормативных положений о выдаче заявителям судового утилизационного гранта. Преференция продолжает быть чрезвычайно популярной среди судовладельцев, - за 2017 год выделенные квоты были исчерпаны полностью. В соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" на субсидии выделено 372, 290, 500 млн. рублей.  Значительную эффективность показали также преференции, предоставляемые судовладельцам при регистрации судов в РМРС и субсидируемые лизинговые программы.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2018 г. № 1576 утверждены Правила предоставления субсидии из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на осуществление морских скоростных пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне на морских скоростных судах на подводных крыльях. Субсидия со следующего года будет предоставляется организациям на возмещение части затрат на осуществление перевозок на судах, включая затраты на заработную плату и питание экипажа, портовые сборы, затраты на техническое обслуживание, ремонт и освидетельствование судна.

Перевозчик vs экспедитор: виноват тот, у кого договор меньше

Верховный суд РФ представил детальное разъяснение о соотношении обязательств транспортного экспедитора и перевозчика при организации перевозок грузов морским и смешанным транспортом. При осуществлении морских перевозок, в соответствии с выводами судебной практики, стоит уделять дополнительное внимание формулировке и определению реальных обязанностей экспедитора. Общие формулировки несут за собой риск отказа в признании экспедитора ответственным за утрату груза. Подробнее можно познакомиться в материале

Удовлетворение морских требований за счет нового собственника судна

За год арбитражные суды разных округов создали совершенно различную практику в вопросе о том подлежит ли судно аресту по морским требованиям к предыдущему собственнику. Одни суды принимали позицию заявителя ареста, ссылаясь на то, что собственник несет бремя содержания имущества в любом случае. Другие наоборот отказывали в аресте ссылаясь на невозможность обеспечения требования имуществом лица, которое за него не отвечает. Нам представляется, что этот вопрос должен решаться в зависимости от условий купли-продажи судна. На сегодня можно сказать, что Российское процессуальное законодательство предоставляет больше средств защиты для судовладельца, чем положения известных международных конвенций. Подробности приводятся в беседе


Успешной пройденный 2018 год наглядно показывает развитие системы государственной регистрации судов, вставшей на путь создания все большего количества преференций для судовладельцев, регистрирующих свои суда под Российским флагом, в том числе и иностранных. Начали системно работать меры государственной поддержки судостроения и их функционирование подсвечивает новые вызовы отрасли. За счет введение электронных средств документооборота упрощается система взаимодействия с отраслевыми государственными органами. Между тем, по прежнему сохраняются проблемы отсутствия единообразия подходов в судебной практике по делам об арестах судов и перевозкам грузов морским транспортом, особенно в контексте обеспечения придания прямого действия нормам международных конвенций. Посмотрим, что год грядущий нам готовит.

Печатное издание