Автор: По материалам пресс-службы ФГБУ «Канал имени Москвы»
«Канал имени Москвы» успешно протестировал первый участок электронных карт на Оке. В ноябре караван судов прошел по реке около 1 тыс. км с помощью виртуальных буев. Теплоход «Перекат» осуществил буксировку плавкрана ПК-4. Маршрут пролегал от пристани «Ударная» Дмитровского района Московской области через Рыбинск, Кострому и Муром до гидроузла Белоомут в подмосковных Луховицах.
В начале ноября 2018 года на Оке убрали плавучую навигационную обстановку – буи. Их наличие на внутренних водных путях (ВВП) сегодня – обязательное требование для судоходства, основной атрибут традиционной навигации. Тем не менее, по этой реке, которая еще полмесяца назад практически закрыла судоходный сезон, прошел 70-метровый караван технического флота ФГБУ «Канал имени Москвы».
«Участок на Оке – около 1 тыс. км от Нижнего Новгорода до Белоомута – наш караван успешно преодолел с помощью электронных карт», – отмечает руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.
Этот отрезок ВВП непростой. Здесь Ока не зарегулирована и находится в свободном состоянии, то есть поток воды никак не контролируется гидротехническими сооружениями. На реке много перекатов, которые постоянно смещаются. Меняются и границы судового хода. Поэтому судоводитель должен быть особенно внимателен, следуя по маршруту. Он обязан знать спецлоцию – комплекс сведений, описывающий данный участок с точки зрения гидрологии, управления судном и пр. Также нужно обращать внимание на приметы – мосты, сооружения и здания на берегах, с помощью которых можно осуществить привязку места положения теплохода к бумажному атласу. Помогают ориентироваться также береговые навигационные знаки (щиты, столбы), которые не убирают даже зимой.
В этот раз помогала система отображения электронной навигационной карты и информации (СОЭНКИ).
Цифровая картография – один из важных сервисов, над которым работает ФГБУ «Канал имени Москвы». «По поручению Федерального агентства морского и речного транспорта мы занимаемся созданием единой электронной системы управления всеми транспортными и технологическими процессами на внутренних водных путях», – заявил Герман Елянюшкин, чьи слова приводит пресс-служба «Канала имени Москвы».
В 2017 году было осуществлено проектирование и разработан пилот Ситуационного центра обеспечения безопасности судоходства и контроля гидротехнических сооружений: сегодня в нем уже действуют 16 подсистем. На базе ФГБУ «Канал имени Москвы» также был создан отраслевой центр картографии.
«Переход в «цифру» повысит не только безопасность судоходства и качество навигационного обслуживания, но и, в целом, эффективность управления транспортным комплексом», – отмечает Герман Елянюшкин. В настоящее время бумажные карты Московского бассейна обновляются три раза в год. Причем в ручном режиме: судоводители получают текстовые печатные извещения и самостоятельно наносят соответствующие правки на бумагу.
Чтобы карты были точными, надо оперативно учитывать изменения габаритов судового хода (глубины, рельеф дна). Для этого «Канал имени Москвы» переходит на промеры глубин ВВП с помощью многолучевого эхолота и участвует в эксперименте по внедрению радиолокационного геосканирования – уникальной отечественной разработки, которая позволяет исследовать глубины с воздуха.
«В 2019 году мы рассчитываем внедрить цифровую картографию по всему Московскому бассейну. Ее использование даст возможность перейти на виртуальную расстановку навигационных знаков. А это, в свою очередь, повысит безопасность судоходства, увеличит сроки навигации, упростит и ускорит выставление судоходной обстановки, позволит таким образом сократить бюджетные траты», – резюмирует Герман Елянюшкин.