Автор: Маргарита Малышева
Подготовка кадров для водного транспорта – проблема, без обсуждения которой в последние годы не проходит ни одна профессиональная встреча специалистов отрасли. Выступая на Общем собрании Союза российских судовладельцев, прошедшем в конце января 2012 года, зам. руководителя Росморечфлота С. Кондратьев, назвал основные болевые точки, сдерживающие развитие образовательной сферы. Отдав высшему морскому образованию более 20 лет, профессор Кондратьев не понаслышке знает, как трудно идет реформа отраслевой системы подготовки специалистов.
«Качество подготовки наших моряков падает, - признал он в своем докладе. – Причин этому несколько, одна из них связана с тем, что ряды преподавательского состава редеют. На смену заслуженным профессорам, стареющим и уходящим из вуза, в 90-е годы почти никто не пришел, и сейчас новые преподаватели в вузы идут мало и неохотно».
Для Росморечфлота очевидно, что в системе контроля за качеством отраслевого образования сегодня появилось множество пробелов. В качестве вопиющего примера С. Кондратьев привел учебные пособия, которые изданы еще в 80-е годы, однако именно по ним ведется обучение. «В учебниках и методичках представлены суда, которые уже не существуют, - подчеркнул докладчик. - И этот аспект упущен во всех образовательных комплексах нашей отрасли».
Если издательское дело отстает, то стоит ли удивляться устаревшему оборудованию во многих вузовских лабораториях. В некоторых из них можно встретить приборы 50-х годов.
В целом материально-техническая база изношена, особенно ужасающее состояние у большинства общежитий. По информации С. Кондратьева, в некоторых учебных заведениях начали закрывать столовые из-за плохого состояния оборудования.
Но если впрямую на качество обучения состояние столовой или общежития не влияют, то без хорошей производственной практики ценность диплома становится сомнительной. Однако, считает С.Кондратьев, практика, которую проходят сегодняшние студенты после 2-го и после 6-го курсов не качественная.
Серьезная воспитательная работа, считает замруководителя Росморречфлота, ведется только в двух из 7-и вузов (в Морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова и в Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского), т.к. здесь была сохранена военная кафедра.
Обозначив насущные проблемы отрасли, С.Кондратьев предложил для их срочного решения ряд первоочередных мер.
Необходимо объявить конкурс на переиздание практически всех учебников по плавательным специальностям. Для подготовки учебных и учебно-методических пособий будут созданы творческие коллективы авторов, чьи работы перед массовым изданием должны быть опробованы на студенческих фокус-группах. Необходимо разнообразить формы учебников – от традиционных до инновационных, интерактивных пособий.
Необходимо поднять научный потенциал ВУЗов, где сейчас наблюдается сокращение научных исследований по заказам компаний отрасли. Сейчас заказов от транспортных компаний практически нет.
Уделяя внимание высшему образованию, не следует забывать и о начальном профессиональном образовании, которое многое растеряло за минувшие годы. Сегодня подготовку по рабочим специальностям могут вести любые учебные заведения, получившие лицензию на местном уровне (в отличие от вузов, которые не могут работать без федеральной лицензии). «Мы рассчитываем забрать в Агентство от муниципалов эти учебные заведения», - заявил С.Кондратьев.
Очень важным представляется для Росморечфлота и такой вопрос как несбалансированность хозяйственных комплексов вузов с их финансовыми возможностями. Так, по данным С.Кондратьева, на балансе отраслевых вузов находится 86 учебно-производственных судов, из которых 26 – «просто рухлядь».
В заключение С.Кондратьев призвал поднять общий уровень дисциплины в вузах, для чего ввести несение вахт, формирование командирских рот, обязательное ношение формы.