17.01.2012 12:39

Российский флаг сделали привлекательнее для судовладельцев

Автор:

Консультирует юрист


Новый Федеральный закон №305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» был принят 7 ноября 2011 года. Юрист юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» Нина Алещенко рассказала «Водному транспорту» о том, почему российский флаг стал привлекательнее для судовладельцев.

- Новый закон призван решить одну из стратегических целей, стоящих перед государством в сфере развития судоходства, - привлечение судов под российский флаг, сделав более привлекательными условия регистрации в Российском международном реестре судов (далее - РМРС).

Ключевым положением закона, которое по замыслу законодателя должно стимулировать российских судовладельцев регистрировать импортируемые суда в Российском международном реестре судов, являются изменения, внесенные в пункт 6 статьи 161 Налогового кодекса РФ. Эти изменения  касаются отмены с 1 января 2012 года требования о необходимости соблюдения 10-летнего срока пребывания судов в реестре. Невыполнение данного условия влекло начисление ввозного НДС и одновременно таможенной пошлины, освобождение от уплаты которых предоставлялось при ввозе судна и его регистрации в международном реестре судов.

Статья 161 Налогового кодекса РФ в новой редакции не содержит положения о том, что в случае исключения судна до истечения 10 лет с даты его регистрации в международном реестре судов, у лица, в собственности которого находится судно на дату исключения судна из реестра, возникают обязанности налогового агента по исчислению и удержанию суммы НДС у налогоплательщика, а также по ее перечислению в бюджет.

Таким образом, с 1 января 2012 в Налоговом кодексе РФ отсутствует норма, на основании которой возможно доначисление сумм НДС, не уплаченных при ввозе судна, в случае прекращения его регистрации в международном реестре.

При этом полностью сохранила свое содержание норма подпункта 12 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса РФ, на основании которой предоставляется данная льгота.  Законом установлено, что освобождается от налогообложения ввоз на таможенную территорию РФ судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов. Квалифицирующим признаком для целей предоставления льготы остается регистрация судна в РМРС при его ввозе.

Стоит учитывать, что Федеральный закон №305-ФЗ не изменил положения таможенного законодательства, касающиеся предоставления льготы по уплате таможенной пошлины при ввозе судна, регистрируемого в РМРС, а также последствий исключения судна из реестра. Положениями пункта с) статьи 35 Закона РФ «О таможенном тарифе» №5003-1 от 21.05.1993, пункта 3 Постановления Правительства РФ №448 от 16.07.2007 определено, что в случае исключения судна из реестра ввозная таможенная пошлина подлежит уплате лицом, в собственности которого находится судно, не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из реестра. Сведения о судах, исключенных из международного реестра, ежеквартально предоставляются в Федеральную таможенную службу РФ.

Таможенный кодекс Таможенного союза в статье 200 устанавливает, что товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, считаются условно выпущенными. Такие товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до момента прекращения обязанности по уплате таможенных платежей.

Таможенные органы обладают полномочиями по контролю соблюдения лицом, осуществившим ввоз судна, условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, к которым относятся и таможенная пошлина, и НДС. В отношении таможенной пошлины условием предоставления льготы является сохранение регистрации судна в РМРС. В Налоговом кодексе последствия исключения из международного реестра ввезенного в РФ судна не отражены.

Поэтому вероятно, что таможенные органы, установив прекращение регистрации судна в РМРС, будут взыскивать с судовладельцев не только суммы не уплаченной при ввозе таможенной пошлины, но и НДС, освобождение от уплаты которого предоставлено на основании статьи 150 Налогового кодекса РФ.  

Несомненно, положения Федерального закона №305-ФЗ повышают конкурентоспособность Российского международного реестра судов. Снятие ограничений, которые позволяли искусственно удерживать в международном реестре суда на срок до 10 лет, повышает привлекательность РМРС и устраняет излишнее административное регулирование. При этом, внесенные законом изменения не дают четкого представления о том, как контролирующие органы будут применять эти нормы. Пробелы могут быть восполнены разъяснениями Федеральной таможенной службы либо новым законодательным актом.


Печатное издание