01.11.2011 13:09

Капитан-наставник ГК «Палмали» Юрий Гусев:

Автор: Беседовала Маргарита Бабкова

В связи с участившимися в последнее время аварийными случаями на морском и речном транспорте, все более остро встают вопросы безопасности мореплавания. О системе управления безопасностью (СУБ), внедренной в судоходной компании «Палмали», рассказывает капитан-наставник группы компаний «Палмали» Юрий Гусев.

Гусев
- Юрий Михайлович, расскажите, пожалуйста, в чем особенность СУБ Вашей компании?


- Судоходная компания «Палмали», управляя различными видами и размерами судов, не делает разницы в организации управления флотом, ни морским, ни речным, ни танкером, ни буксиром или катером. Ведь все осознают, что судно на воде является объектом повышенной опасности для людей и окружающей среды, под каким бы классом оно не находилось.
Система управления безопасностью, внедренная компанией «Палмали», разработана в соответствии с требованиями не только Международного кодекса управления безопасностью, но и в соответствии с международными стандартами ISO 9001:2000, что подтверждается сертификатом качества, выданным Bureau Veritas. В компании внедрены требования стандартов ISO 14001:2000 и OHSAS 18002. Кроме того, СУБ компании объединяет в себе требования не только Российской, но и Мальтийской администрации. Суда компании периодически проходят веттинг инспекции, при проведении которых производится анализ СУБ на соответствие ведущим мировым стандартам в области перевозки нефтепродуктов.

- Оцените влияние СУБ на уровень аварийности.

- Проведя аналогии между морским и речным флотом,  хотелось бы обозначить серьёзность проблемы безопасности на реке, так как речные суда в основном не вовлечены в СУБ.
Требования к безопасности на международных перевозках регулируются общепринятыми международными требованиями. Не зря Международный кодекс по управлению безопасной  эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ) был принят после ряда серьёзных аварий на море.  Сами требования Администраций, чиновников от министерств не приведут к результативным изменениям, пока сами судовладельцы не примут соответствующих шагов и не воспримут культуру безопасности как должное. Кодекс подтолкнул операторов самих взяться за безопасность, не дожидаясь очередного происшествия. Прошло более 10 лет после внедрения Кодекса, и уже ясно, что выполнение его требований позволяет значительно снизить аварийность.
     На сегодняшний день существует значительная разница в организации контроля над безопасностью, например, на танкерах, перевозящих нефтепродукты по Единой глубоководной системе внутренних водных путей (ЕГС ВВП) с документами Морского и Речного регистров. И дело не в Классификационном обществе как таковом. В целом и техническое состояние и экипажи могут быть одинаковы. Разница - в подходе к самой безопасности. Танкер грузоподъемностью 5 тыс. тонн, имеющий «Свидетельство об управлении безопасностью» намного надежней такого же серийного «собрата». Как минимум, такой танкер за год будет проверен инспектором речного класса, в том числе, при заходе на ВВП, судоходной инспекцией, при каждом входе-выходе из порта и инспекцией портового контроля. Будут проведены внешние аудиты на соответствие требований МКУБ и Международного кодекса охраны судов и портовых средств (МК ОСПС) аудиторами Российского морского регистра судоходства и Федерального бюджетного учреждения «Служба Морской Безопасности». Но самое главное, представители управляющей Компании будут на борту не единожды. Как минимум будут проведены две технические инспекции ответственным суперинтендантом, внутренние аудиты по МКУБ и ОСПС, а также инспекции по безопасности и навигации при любой удобной возможности, но не реже 1 раза в год.  И не обязательно для этого менять Класс, сегодня добровольная сертификация вовлекает операторов судов на соответствующий уровень менеджмента.
К сожалению, современные схемы перевозок по реке позволяют обходиться минимальными затратами к безопасности флота, или вообще уходить от таковых. Немного частных судоходных компаний могут похвастаться наличием службы безопасности судовождения и опытными капитанами-наставниками, а также линейными механиками в своем штате. А именно в их обязанности входит контроль над соблюдением безопасных норм на флоте. Серьёзный пример – гибель речного пассажирского судна – теплохода «Булгария» и людей. И недавний случай – затопление танкера «Григорий Бугров», построенного в 60-е годы и прошедшего реновацию, но что там обновили кроме корпуса?
Любая, даже самая совершенная СУБ, окажется беспомощной, если лица, вовлеченные в данную систему, не будут заинтересованы в безопасном проведении работ. На судах компании проводятся мероприятия по внедрению культуры безопасного выполнения работ. При этом уделяется особое внимание молодым морякам, которые вернутся на суда компании будущими штурманами и механиками.
Для обеспечения безопасности мореплавания и снижения уровня аварийности необходимо, чтобы общение между офисом и судном было двухсторонним, в режиме диалога, а не диктата со стороны офиса. СУБ компании содержит множество мероприятий, отдельно из которых можно отметить мероприятия по организации работы технических департаментов судна и офиса. В результате тесного сотрудничества этих служб проводится регулярное планирование и проведение регламентных работ по обслуживанию судового оборудования и механизмов, что, в свою очередь, помогает предотвратить вывод судов из эксплуатации в результате проведения дорогостоящих ремонтов.
Современные рыночные условия диктуют новый уровень эксплуатации флота. Большой бизнес, владельцы грузов заинтересованы в безопасной перевозке своей собственности. И они вправе выбирать на рынке наиболее надежного партнера. Крупные нефтяные и зерновые трейдеры отслеживают и техническое состояние судов, и подготовку экипажей, и готовность самой управляющей компании или судовладельца следовать наилучшей практике в области безопасности.
«Рычаг рублем» немаловажен для судовладельца. Нерадивый, недобросовестный владелец «ржавого ведра», не имеющий надлежащего управления, останется без договоров, будет вынужден уйти с рынка, либо изменить своё отношение к безопасности.

- Расскажите подробнее, какие мероприятия включает в себя СУБ компании «Палмали»?

- В целом, СУБ не содержит в себе требований нормативных руководящих документов, но в то же время косвенно требует их исполнения.
Так, для обеспечения безопасности судоходства необходимо выполнение требований правил плавания по ВВП, местных правил плавания и наставления по организации штурманской службы (РШС – 89). Для охраны человеческой жизни на воде необходимо выполнение требований руководящих документов: «Наставление по борьбе за живучесть судов Минречфлота РСФСР», «Об утверждении Порядка приема тревожных оповещений с судна на берег («судно-берег»)».
Техническая эксплуатация судов требует планирования выполнения работ, исполнения и анализа результатов. Планирование производится посредством «Плана технического обслуживания» (ПТО), объединяющего в себе требования по обслуживанию не только корпуса и механизмов судов, но и аварийно-спасательного имущества и снабжения, а также навигационного оборудования. При составлении ПТО учитываются требования  Правил технической эксплуатации речного транспорта, приказ министра речного флота РСФСР № 2 от 3 января 1973 года, правил обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним, правил ремонта судов министерства речного флота, приказ Министерства речного флота №61 от 12 мая 1989 года, а также рекомендации завода-изготовителя по периодичности и объему проведения технического обслуживания.
СУБ, внедренная компанией «Палмали», нацелена на всестороннее обеспечение безопасной эксплуатации судов и защиту окружающей среды. Начиная от предрейсового обучения экипажей в офисе компании, заканчивая планированием проведения регламентных работ по обслуживанию судна.
В офисе компании давно функционирует отдел безопасности, вобравший в себя лучших и опытных работников плавсостава. В их обязанности и входит подержание уровня безопасности на высочайшем уровне, тестирование и обучение моряков, разработка мероприятий по предотвращению аварий и реагирование на любые нештатные ситуации.
На каждом судне образован комитет по безопасности, в обязанности которого входит контроль за соблюдением требований безопасной эксплуатации и жизнедеятельности на судне. Данный комитет периодически проводит собрания, на которых обсуждаются наиболее важные аспекты жизнедеятельности. По результатам собраний в отдел безопасности компании направляется протокол. Таким образом, судно напрямую сообщает о своих проблемах лицу, ответственному за обеспечение безопасности мореплавания, которое, в свою очередь, имеет доступ к высшему руководству и может при необходимости оказать воздействие на ответственных лиц для принятия решения и выделения необходимых ресурсов.
В соответствии с требованиями СУБ, капитан и руководители палубного и машинного департаментов (старший помощник и старший механик), назначаются после подтверждения руководства компании. Перед назначением они проходят собеседования  с руководителями всех отделов офиса, ежемесячно выпускают отчеты о проделанной работе, проведенных проверках и обслуживании судовых механизмов. Это позволяет дистанционно контролировать общее состояние аварийно-спасательного оборудования и снабжения, а также общесудовых устройств и механизмов. Все суда компании минимум 2 раза в год инспектируются представителями технического отдела и отдела безопасности мореплавания и качества. Целью данных инспекций является не поиск недостатков на борту судна, а проверка работоспособности цепочки «судно – офис» в свете получения необходимого снабжения, проведения ремонтов береговыми службами и обслуживания судна экипажем в рейсе.
В компании производится анализ причин аварийных происшествий, имеющих место на судах мирового флота, и принимаются меры по внедрению превентивных действий для недопущения подобных происшествий на судах компании.

-Как вы можете оценить эффективность внедренной в компании «Палмали» СУБ?


- СУБ в чистом виде объединяет в себе не текст нормативных документов, а требует от компании применения всех необходимых мероприятий для обеспечения безопасной эксплуатации флота. Введение СУБ требует от компании самоанализа и самосовершенствования. Принципиально важным является то, что требования СУБ распространяются не только на суда, но и на судоходную компанию, управляющую этими судами, включая распределение ответственности за безопасную эксплуатацию судна между офисом компании и судовым экипажем, так как причины многих аварий «закладываются» на берегу.
СУБ компании «Палмали» - многогранный документ, в котором учтены особенности эксплуатации судов на международных морских линиях, и на внутренних водных путях России. В СУБ внедрены руководящие и отчетные документы, позволяющие наиболее эффективно обеспечить безопасную эксплуатацию судов с имеющимися ресурсами. Оценками эффективности СУБ могут служить отсутствие аварийных происшествий на флоте компании, успешное прохождение судами внешних инспекций и аудитов, коммерческая привлекательность компании как надежного и безопасного перевозчика.
Предотвращение чрезвычайных или аварийных ситуаций с судном компании и готовность офиса к быстрым и эффективным действиям в случае их возникновения и есть основа Системы Управления Безопасностью ООО «Палмали».
Подытоживая, скажу, что СУБ – это своего рода «пояс», который охватывает все действующие документы и конвенции и требует их выполнения. Главная идея СУБ – переход от обеспечения и контроля безопасности мореплавания и охраны окружающей среды, на чем акцентировалось внимание ранее принятых международных документов, к управлению ими.

Благодарим за помощь в подготовке интервью назначенное лицо группы компаний «Палмали» Владислава Дмитрова.



Справка:

Группа компаний «Палмали» специализируется на перевозке грузов в бассейнах Средиземного, Каспийского и Черного морей. «Палмали» является генеральным перевозчиком нефтяных компаний SOCAR (Азербайджан) и «Лукойл» (Россия) на южном направлении. Компания имеет долгосрочные контракты на перевозку нефтепродуктов с компанией «ТНК-ВР», а также соглашение с нефтяной компанией «РуссНефть» сроком на 10 лет (до 2021 года) о транспортировке нефтепродуктов речными танкерами и судами «река-море» в период навигации по внутренним водным путям страны.

Печатное издание