Автор: Наталья Панферова, RATA-news
Заметное падение объемов на рынке морских круизов, отмеченное в конце 2015, к началу этого года существенно замедлилось, а по отдельным компаниям уровень продаж заметно вырос. Напомним, в декабре 2015 года круизный рынок потерял порядка 35-45%. Впрочем, президент Ассоциации круизных операторов (АКО) Валентин Елисеев тогда же заметил, что ситуация стабилизируется и 2016 год вполне может пройти на аналогичном уровне или с незначительным падением. Участники опроса RATA-news в целом подтверждают эту тенденцию.
По словам генерального директора компании «Инфлот круизы и путешествия» Александра Иванова, новый сезон бронируют активно, больше, чем год назад, продано кают высокого ценового уровня. «Итоги года в денежном выражении – не хуже прошлогодних. Правда, количество туристов немного сократилось, но год для нас вышел удачным благодаря увеличению продаж дорогих кают», – подчеркнул он. Неплохо раскупались круизы и на новогодние каникулы, как всегда, популярностью пользовались Карибский регион и Канары.
Последний год растет востребованность морских путешествий по Юго-Восточной Азии, запрашивают, в первую очередь, Японию, Китай. «На этот рынок пришло много новых лайнеров, россияне с интересом пробуют новинки», – добавил г-н Иванов. Он отмечает увеличение глубины продаж, заявки поступают вплоть до следующего Нового года. В минувшем году многие клиенты определялись с выбором за неделю до отплытия, хотя круизному сегменту продажи в режиме last minute несвойственны. «Общая ситуация на рынке меня вдохновляет, думаю, 2017 год будет гораздо успешнее предыдущего», – полагает он.
О позитивной динамике продаж говорила и исполнительный директор компании «Вип Круиз» Жанна Шайхуллина. Предварительные итоги года она оценивает с приростом 40% по всем офисам компании в России и СНГ. «Заметных перемен в выборе круизных регионов мы не видим, клиенты, как обычно, запрашивают морские путешествия класса «стандарт» и «премиум». Популярностью пользуются новейшие лайнеры», – пояснила она. По наблюдениям эксперта, приверженцы круизов так и продолжают ездить, а те, кто только собирался освоить этот вид отдыха, активизировались с падением курса валют. Особенно показательным стал декабрь, когда продажи, несмотря на конец года, были довольно активными. Накануне Нового года туристы бронировали майские праздники и даже круизы на 2018 год. «Кстати, на майские даты круизные компании дают весьма неплохие цены, и места еще есть», – уточнила г-жа Шайхуллина.
Генеральный директор круизного центра «Нептун» Ольга Елисеева также отметила «прорывной» характер прошедшего декабря, а началась эта активность с середины ноября. По ее ощущениям, прошедший год в целом выдался не хуже, если не лучше предыдущего. Последние два месяца хорошо бронируют круизы на период с весны до осени. «Например, сейчас у нас на 22 апреля стремительно набирается группа на японский круиз компании Celebrity . Это редкое путешествие, места уже оплатили около 200 человек. На майские праздники порядка 70 клиентов набралось в круиз вокруг Европы на корабле компании Royal Caribbean», – сообщила г-жа Елисеева. В основном востребован средний уровень размещения, как правило, каюты с балконом.
«До конца минувшего года я была уверена, что мы не потеряли в объемах, но в итоге год закрыли со снижением 10-15%», – рассказала директор по маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова. Однако с ноября началось оживление продаж, спрос ощутимо вырос, причем, и на зиму, и на будущий сезон. Бронируют не только в последний момент, но и с глубиной в несколько месяцев. «И хотя ноябрь-декабрь можно считать поворотным моментом, мы так и не вышли на обороты, к которым привыкли за долгие годы. Но 29-30 декабря буквально не могли закрыть офис – народ сметал круизы. Такого не было ни в один предыдущий год, и это очень позитивный знак», – заметила г-жа Карманова.