Автор: Маргарита Бабкова
Научно-технический совет (НТС) является одним из ключевых элементов, обеспечивающих деятельность Российского морского регистра судоходства (РС) по оказанию широкого спектра услуг в области безопасности морских перевозок. На заседании совета 15 декабря 2015 года были обозначены самые актуальные научно-технические задачи, решаемые классификационным обществом.
В настоящее время в мире отчетливо прослеживается тенденция к усложнению требований классификационных обществ и внедрению в правила новых инженерных методик расчетов. В частности, тенденцию подтверждает анализ требований вступивших в силу целевых стандартов Международной морской организации (ИМО), согласно которым внедрение в нормативные документы классификационных обществ сложных инженерных методик расчетов уже сегодня является обязательным критерием при проведении оценки их соответствия требованиям ИМО.
«Таким образом, сегодня для Регистра как для классификационного общества, которое отвечает всем современным требованиям, процесс разработки и актуализации нормативных документов по-прежнему невозможно представить без привлечения широкого круга научных организаций. Кроме того, взаимодействие с лучшими исследовательскими центрами морской индустрии дает Регистру возможность не только совершенствовать свои правила, но и повышать научно-технический уровень своих предложений и инициатив при участии в деятельности международных организаций», - сказал генеральный директор РС Константин Пальников.
Внедрять Полярный Кодекс
Среди актуальных международных научно-технических задач, которые сегодня решаются при непосредственном участии Регистра и НТС, Константин Пальников назвал внедрение в практику положений Полярного Кодекса ИМО, вступающего в силу в январе 2017 года. Чтобы соответствовать требованиям Кодекса, суда должны будут, в частности, иметь на борту действующее свидетельство о плавании в полярных водах, а также специальный судовой эксплуатационный документ - руководство для плавания в полярных водах.
«Основная цель, которую ставит перед собой Регистр, - обеспечить конкурентные преимущества судам с ледовыми классами РС и соответствующей подготовкой к длительной эксплуатации при низкой температуре (винтеризацией), сократив, по-возможности, объем дополнительных требований. В этом процессе важная роль отводится процессу диалога между всеми заинтересованными сторонами, который организован в секциях НТС. При этом диалог должен быть осуществлен сразу по нескольким направлениям деятельности секций, включая прочность корпуса, механические установки, судовое оборудование и подготовку экипажей судов», - добавил Константин Пальников.
Совершенствовать правила для ледоколов
Особое внимание в классификационном обществе уделяется постоянному совершенствованию правил РС для ледоколов и судов ледового плавания.
И.о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) Евгений Апполонов подчеркнул: «Ледовые правила РС обеспечивают повышение эффективности и эксплуатационной надежности ледового флота. Согласно требованиям этих правил спроектированы и построены современные российские суда ледового плавания и ледоколы. Сегодня появление новых архитектурно-конструктивных типов судов, увеличение их главных размерений и энерговооруженности требует дальнейшего развития правил для решения задач по созданию арктической техники для освоения Российского арктического шельфа и Северного морского пути».
Работать на опережение
Между тем, в развитии нормативной базы классификационного общества важную роль играет выявление оптимальных рыночных секторов для опережающего освоения. Также важна подготовка новых норм и требований на основе накопленного опыта с учетом новейших научных и технических разработок. Такое мнение высказал заместитель председателя президиума НТС – заместитель генерального директора Крыловского государственного научного центра Олег Тимофеев.
Он определил текущие тенденции в отечественной морской индустрии: проектирование и строительство следующего поколения ледоколов и судов ледового плавания; освоение арктического шельфа (геолого-разведочные работы, разведочное бурение, добыча, транспортировка); импортозамещение общесудового и технологического оборудования; повышенные требования по безопасности и выбросам.
Справка:
В 14 специализированных секциях НТС работают ученые и высококвалифицированные специалисты научно-исследовательских институтов, конструкторских и проектных бюро, высших учебных заведений, в том числе ЦНИИ КМ «Прометей», ЦНИИМФ, Крыловского государственного научного центра, СПбГМТУ, ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, Морское Инженерное Бюро, ААНИИ, ЦКБ МТ «Рубин». На заседаниях секций НТС определяются приоритетные направления исследований, оцениваются завершенные работы. Темами научных работ традиционно являются исследования в области мореходных качеств судов, прочности и конструкции корпусов судов и морских сооружений, материалов и изделий, а также технологий их изготовления, устройств, оборудования, снабжения и систем, устанавливаемых на судах, экологической и эксплуатационной безопасности морского транспорта.
Совет, объединивший известнейших ученых и ведущих специалистов в области проектирования, строительства и эксплуатации судов, был создан в 1915 году для координации научных разработок, необходимых для обеспечения безопасности мореплавания. Его первым председателем был избран Константин Петрович Боклевский - корабельный инженер, видный деятель науки, известный также как организатор и декан первого в России кораблестроительного факультета Петербургского политехнического института, от которого ведет свою историю Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
Первое общее собрание членов Технического совета Регистра состоялось 2 февраля 1915 года. В 2015 году в честь 100-летия была погашена коллекционная марка (виньетка) и юбилейные конверты РС, выпущенные при участии Регистра. «Конверт первого дня» с виньеткой сейчас находится в экспозиции музея Российского морского регистра судоходства в здании Главного управления.
Печатное издание