14.12.2015 13:05

Твердые намерения по жидкому газу

Автор: Виталий Чернов

Уже почти год прошел с тех пор, как на Балтике были введены новые требования к содержанию серы в судовом топливе. К реализации на российской территории заявлено несколько проектов СПГ-терминалов, однако из «бумажной» стадии вышел пока только один проект, притом не самый известный.

Балтийский СПГ

В портах российской Балтики к реализации в последние годы было заявлено сразу несколько проектов. Крупнейший из них – «Балтийский СПГ», где инвестором выступает группа «Газпром». Проект предполагает строительство завода по сжижению природного газа в порту Усть-Луга.

Проект строительства завода по сжижению природного газа в Ленинградской области нацелен, прежде всего, на европейские рынки. В качестве целевого рынка для проекта выступают также страны Латинской Америки, демонстрирующие заинтересованность в увеличении и диверсификации поставок СПГ.

Кроме того, планируется использование продукции завода для газоснабжения Калининградской области, а также для обслуживания рынка бункеровки и осуществления малотоннажных поставок на Балтике.

Мощность завода составит до 10 млн тонн в год с возможностью расширения до 15 млн тонн в год.

Меморандум о сотрудничестве при реализации проекта по строительству на территории Ленинградской области завода по производству сжиженного природного газа был подписан председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером и губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко еще в 2013 году. Однако с тех пор особого продвижения по проекту замечено не было. По данным правительства Ленинградской области, «Газпром» лишь  сейчас приступил стадии обоснования инвестиций, а инвестиционное решение должно быть принято до весны 2016 года.

Как сообщил, со своей стороны, глава «Газпрома» Алексей Миллер в ходе Пятого петербургского международного газового форума в октябре 2015 года, по данному проекту ведутся переговоры с компанией Shell о сотрудничестве.

Столь долгие сроки в подготовке к реализации проекта можно объяснить колебаниями на рынке нефти (цена на газ связана с ценой на нефть), несформированностью мирового рынка СПГ и сложностью в прогнозировании спроса на него, а значит и окупаемостью инвестиций.

Криогаз-Высоцк

Более мелкий по масштабам проект предполагается осуществить в порту Высоцк. Инвестором выступает ЗАО «Криогаз» (100% принадлежит ОАО «Газпромбанк»), которое предполагает строительство терминала по производству и перегрузке СПГ стоимостью более 30 млрд руб.

Соглашение о сотрудничестве между администрацией МО «Выборгский район» и ЗАО «Криогаз» подписано 26 ноября 2014 года.

Генеральный директор ЗАО «Криогаз» Ричард Рудницки заявил, что производственная мощность терминала составит 660 тыс. тонн СПГ в год.

В Выборгском районе уже образована и зарегистрирована фирма «Криогаз-Высоцк».

Начало реализации проекта запланировано на 2016 год.

СПГ-Горская

В настоящее время единственным проектом, к реализации которого приступили не только на бумаге, является СПГ-Горская. По данным источников ИАА «ПортНьюс», реализацией проекта занимаются люди, причастные к разработке заявлявшегося до этого похожего проекта группы Nordic Yards, который, по неофициальной информации, был заморожен.

Инвестором проекта выступает ООО «СПГ-Горская». Представители компании не раскрывают своих владельцев, однако известно, что ранее площадку в Горской для реализации подобного проекта рассматривала «Роснефть».

В рамках проекта осуществляется строительство плавучего завода мощностью 1,26 млн тонн СПГ, флота судов-бункеровщиков ( 9 ед.), пирса, наливной эстакады, газопровода, а также организация нескольких бункеровочных СПГ-терминалов за рубежом: в Финляндии, Германии и Швеции.

Сжиженный природный газ будет производиться комплексом, смонтированным на несамоходной барже (судно-завод). Полная мощность завода рассчитана на переработку 1,968 млрд куб. м природного газа в год. ООО «СПГ−Горская» планирует ввести производственный комплекс в эксплуатацию в декабре 2016 года и одновременно начать продажи СПГ.

Летом 2015 года ООО «СПГ-Горская» подписало контракт с АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) на строительство первых в России трех СПГ-бункеровщиков. Согласно подписанному  документу корпорация построит три бункеровщика-газовоза вместимостью 7300 куб. м, каждый. Стоимость контракта составляет 5,67 млрд руб. Срок строительства танкеров составляет 22 месяца. Контракт предусматривает также опцион на строительство еще шести бункеровщиков-газовозов.

В рамках контракта впервые в России будет реализован ряд инновационных решений, включая оборудование судовых танков по мембранной технологии хранения сжиженного газа Марк III компании GTT.

Осенью 2015 года «СПГ Горская» заключило опционное соглашение с компанией ООО «Марин инсталлейшн сервисис»  на приобретение двух морских транспортных понтонов, изготовленных для перевозки платформы «Кар Маги», ставшей основой МЛСП «Приразломная». Предполагается, что морское оборудование будет использовано как основание для плавучего завода по  сжижению природного газа. Отмечается, что использование понтонов позволит сократить более чем на полгода срок строительства завода и более чем на 0,5 млрд руб. его стоимость.

По информации компании, от волновых и ледовых воздействий понтоны защищены высокопрочным дефлектором, который изготовлен из хладостойкой стали. Наружные борта  в районе воздействия ледовой нагрузки изготовлены из плакированной стали с нержавеющим слоем. При строительстве понтонов были использованы конструкционные материалы из специальных сплавов, устойчивых к низкой температуре.

Для защиты от высокой влажности и агрессивной морской среды используется специальное лакокрасочное покрытие и системы катодной и анодной защиты. Размеры барж составляют: длина 80 м, ширина -17 м, высота борта -16 м.

С учетом уже подписанного ООО «СПГ Горская» контракта с корпорацией «Дженерал Электрик» на основное технологическое оборудование, использование понтонов позволит начать монтаж завода уже в конце весны 2016 года.

Кроме того, о планах по созданию мощностей СПГ в портах российской Балтики заявляла группа Nordic Yards и компания «Роснефть».

Таким образом, можно утверждать, что в ближайшие 2-3 года в регионе могут заработать терминалы СПГ, однако не все из заявленных планов могут быть реализованы в тех объемах и в те сроки, которые называются сейчас.

Печатное издание