26.07.2011 17:06

Заявление АСК в связи с гибелью "Булгарии"

Автор:


З А Я В Л Е Н И Е
Совета Ассоциации судоходных компаний о ситуации
на внутреннем водном транспорте
в связи  с гибелью дизель-электрохода «БУЛГАРИЯ»
10 июля 2011 года


г. Москва                                                                                   

Совет Ассоциации судоходных компаний (АСК), объединяющей ведущие судоходные компании России, которые осуществляют деятельность по перевозке грузов и пассажиров на внутренних водных и морских путях:
● выражая свои соболезнования родным и близким погибшим и всем пострадавшим  в трагедии с дизель-электроходом «Булгария»;
● понимая всю полноту ответственности судовладельцев перед гражданами и государством за сохранность человеческой жизни, имущества и природной среды, разделяя цели и задачи государства в сфере обеспечения безопасности мореплавания и судоходства;
● подтверждая приверженность задачам, направленным на повышение безопасности судоходства, квалификации членов экипажей судов и  обновлением флота;
● исходя из того, что около 90 % всех туристических перевозок по внутренним водным путям осуществляется судоходными компаниями – членами АСК,
 
Осуждает  игнорирование отдельными компаниями установленных государством норм, принятого в судоходном сообществе порядка деловой практики, подрывающее  авторитет большинства добросовестных участников бизнеса и основы деятельности отрасли;  

Считает необходимым заявить.
● Гибель  дизель-электрохода  «Булгария»  -  беспрецедентный случай в истории российского речного флота. Поэтому очень важно, чтобы было проведено тщательное расследование, сделаны обоснованные выводы и приняты правильные решения.
● Последняя авария на речном флоте, повлекшая гибель пассажиров,  произошла в 1983 году   по причине неправильных  действий экипажа.   По многолетней статистике   аварийности в  93 % аварийных случаев на внутренних водных путях и 83 % в морских районах причиной  аварий  стал «человеческий фактор». Несмотря на то, что связь между увеличением количества аварий  и возрастом судов статисткой не установлена, для АСК в числе первоочередных задач остается обновление флота путем строительства новых современных судов.
● Обновление судов внутреннего плавания сдерживается целым рядом факторов, таких как:  неблагоприятный режим налогообложения, низкий уровень рентабельности, высокая стоимость заёмного капитала, длительный срок окупаемости в связи с сезонностью,  большие эксплуатационные издержки, прежде всего, высокая стоимость судового топлива.
● Речной транспорт всегда был и остается самым безопасным, энергоэффективным, экономичным и экологичным видом транспорта с минимальными рисками.  Речные круизы – это одно из популярных и перспективных  направлений внутреннего и въездного туризма в России. Гибель дизель-электрохода «Булгария» стала причиной, как справедливой критики, так и подачи искаженной информации, проверок, дублирующихся практически в каждом речном порту и приводящих к  нарушениям  графиков движения судов, что негативно сказывается  на работе экипажей,  пассажирах, падает спрос на речные круизы, снижается рейтинг речного туристического бизнеса и имидж отрасли в целом.
 
Совет АСК предлагает, в целях нормализации ситуации, преодоления негативных последствий гибели дизель-электрохода «Булгария» и создания условий безопасной и безаварийной эксплуатации судов,  всем сторонам, связанным с деятельностью внутреннего водного транспорта, совместными усилиями:

1.    На основании установленных причин гибели дизель-электрохода  «Булгария» разработать комплекс мер, направленных на преодоление последствий катастрофы и предупреждение аварийности;

2.    Ускорить принятие федеральных законов  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам» прошедших первое чтение в Государственной Думе, в целях создания условий, при которых российские судовладельцы  получат стимулы и возможность строительства нового флота на российских верфях,  а также повышения ответственности перевозчика перед пассажирами;

3.    Внести изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта,  предусматривающие обязательную государственную регистрацию договоров  аренды  судов внутреннего плавания  при передаче судна в аренду без экипажа (бербоут-чартер) в целях обеспечения безопасности судоходства;

4.    Актуализировать действующую на внутреннем водном транспорте нормативную правовую базу, регулирующую вопросы дисциплины и обеспечения безопасности плавания: Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта, Устав службы на судах внутреннего водного транспорта, Правила технической эксплуатации внутреннего водного транспорта, Правила плавания на внутренних водных путях Российской Федерации;  

5.    Ввести на внутреннем водном транспорте обязательную Систему управления безопасностью (СУБ)  для судоходных компаний. Создать условия для развития саморегулирования на внутреннем водном транспорте при перевозке грузов и пассажиров. Определить особенности  правового положения деятельности  саморегулируемых организаций (СРО), предусмотрев в качестве основного стандарта  СРО Систему управления безопасностью судоходной компании;

6.    Проанализировать существующую систему  взаимодействия органов исполнительной власти в сфере морского и речного транспорта и упорядочить организацию и проведение проверок судоходных компаний организациями, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

7.    Создать  на внутренних водных путях Систему управления движением судов и информационного обеспечения судоходства, предусматривающую согласованную работу всех участников транспортного процесса;

8.    Создать на внутренних водных путях государственную аварийно-спасательную службу  для осуществления оперативных действий по спасанию людей, судов и имущества, а также ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.

Предлагаемые меры позволят повысить  безопасность судоходства на внутренних водных путях, создать условия для обновления флота за счет строительства новых судов и ограничить доступ на рынок перевозок грузов и, особенно,  пассажиров недобросовестным участникам.

 Совет АСК всегда уделял и будет уделять пристальное внимание вопросам,  связанным с безопасностью эксплуатации судов, примет все необходимые и возможные меры для повышения уровня безопасности судоходства и мореплавания и призывает судоходные компании России поддержать усилия Ассоциации судоходных компаний!

Принято Советом АСК
21 июля 2011 года


Печатное издание