Автор: Надежда Малышева
Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO) приняла решение ввести с 1 января 2013 года систему измерения энергоэффективности судов. Как говорится в сообщении IMO, соответствующие изменения конвенции МАРПОЛ были одобрены комитетом по защите морской среды организации 15 июля 2011 года. Требования будут распространяться на все суда международного плавания вместимостью более 400 тонн. Для новых судов будет рассчитываться индекс энергоэффективности проекта. Кроме того, для всех судов потребуется разработать отдельный документ - судовой План энергоэффективности.
Требования к энергоэффективности новых судов в части соответствия ими конструктивному коэффициенту энергоэффективности изложены в соответствующей методике IMO. Как пояснил информационному порталу «Российское судоходство» заведующий лабораторией «Экологическая безопасность морского транспорта» ЗАО «ЦНИИМФ» Геннадий Семанов, коэффициент учитывает не только мощность силовой судовой установки, но и обводы корпуса, водоизмещение и грузоподъемность корпуса, скорость судна. Эти требования, отметил Семанов, должны быть учтены проектировщиками новых судов. Контроль за применением данного требования международной конвенции возьмут на себя классификационные общества.
Судовой План энергоэффективности судна станет дополнительным требованием конвенции. Не исключено, что это требование не будет распространяться на суда, введенные в эксплуатацию до 2013 года, однако окончательно это не прописано в имеющемся на сайте IMO сообщении. Методики составления такого плана тоже пока нет. Как предполагает Семанов, она будет подготовлена IMO ближе к февралю 2012 года. Судовладельцы будут обязаны подготовить все Планы по данной методике. Как полагает собеседник «Российского судоходства», срок разработки такого документа не займет более одного-двух месяцев. «Новый План энергоэффективности судна по трудоемкости можно сравнить с судовым Планом готовности к нефтеразливам (СОПЕБ)», - добавил он.
Новые требования IMO распространяются на морские суда и суда «река-море» плавания, которые совершают рейсы за пределы территориальных вод. Однако, на заседании комитета IMO в новые правила была внесена оговорка: любая администрация флага может дать своим судам исключение из данного правила. Но при этом в тех странах, где система энергоэффективности судов действует безоговорочно, такой флот окажется «вне закона» как неконвенционный.
В России в настоящее время рассматривается возможность распространения требования к энергоэффективности новых судов и на внутренний речной флот. По словам Семанова, ЦНИИМФ готовит соответствующие предложения в Министерство транспорта Российской Федерации.