20.03.2014 17:17

В погоне за кадрами

Автор: Маргарита Бабкова

Недостаточно высокий средний уровень абитуриентов, поступающих в вузы, низкий уровень заработных плат, несовершенная методика оценки транспортных вузов и другие проблемы создают дефицит квалифицированных кадров для морской индустрии, в том числе для судостроения. Эти проблемы, а также достижения в области подготовки кадров обсуждали на совместном выездном заседании постоянных комиссий Законодательного Собрания (ЗС) Санкт-Петербурга по промышленности, экономике и собственности и по образованию, культуре и науке 17 марта 2014 года. В дискуссии участвовали представители Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, профильных вузов, Российского морского регистра судоходства и других организаций.

Подготовка квалифицированных специалистов для морской индустрии требует взаимодействия образовательных учреждений, промышленных предприятий и научных центров. Такое мнение, открывая заседание, высказал председатель постоянной комиссии ЗС по промышленности, экономике и собственности Юрий Гатчин. «В соответствии с современными задачами отрасль должна быть обеспечена квалифицированными кадрами рабочих и инженерных специальностей, для этого необходима надлежащая научная и материально-техническая база», - подчеркнул он.

Качество подготовки

Присутствовавшие на мероприятии представители образовательных учреждений рассказали о своих проблемных вопросах. Одной из основных проблем, с которой сталкиваются вузы является недостаточно высокий средний уровень абитуриентов. Такое мнение высказал проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) Владимир Тряскин.

«Число абитуриентов в Санкт-Петербурге, которые выбирают физику в качестве профилирующего предмета ЕГЭ, значительно меньше числа вакантных мест в технических вузах города. Между тем, трудно представить студента, который без знания физики сможет успешно учиться в СПбГМТУ. Для решения этой общей задачи поднятия престижа технического образования нужны самые серьезные меры», - сказал проректор.

В целях привлечения абитуриентов, по словам Тряскина, в университете создано специальное управление по формированию студенческого контингента, ведется активная агитационная работа.

Касательно задачи повышения качества кораблестроительного образования, по мнению Тряскина, для ее успешного решения необходимо как-то преодолеть или обойти проблему несоответствия лабораторной, учебной и экспериментальной базы университета современному уровню. Оптимальный путь решения этой проблемы – создание базовых кафедр на предприятиях отрасли.

Так, в рамках реализации пилотного проекта создана базовая кафедра в Крыловском государственном научном центре. Также проведены встречи с руководителями Центра Технологии судостроения и судоремонта, лодочных бюро (Рубин, Малахит), Адмиралтейских верфей, Балтийского завода. Достигнуты договоренности о взаимодействии и поддержке со стороны Объединенной судостроительной корпорации.

На очереди встречи и переговоры с проектными бюро и заводами, специализирующимися на надводном кораблестроении. В ближайшее время базовые кафедры будут созданы на большинстве судостроительных предприятий.

Сотрудничество с классификационными обществами

В качестве положительного примера работы с предприятиями отрасли Тряскин привел пример сотрудничества с Российским морским регистром судоходства (РС), который провел в СПбГМТУ, а также в Государственном университете  морского и речного флота (ГУМРФ) им. адмирала С.О. Макарова конкурс дипломных работ среди студентов. Конкурс проводился среди выпускников вузов, готовящих дипломные работы, темы которых связаны с проектированием, постройкой и эксплуатацией судов арктического плавания. Помимо призов, победителям конкурса предоставляется приоритет при рассмотрении вопроса о приеме на работу в РС.

Кроме того, РС по просьбе Государственного университета  морского и речного флота (ГУМРФ) им. адмирала С.О. Макарова подготовил и в начале 2014 года передал вузу модульный курс, информирующий о роли классификационных обществ в вопросах обеспечения безопасности судоходства. Об этом в ходе заседания сообщил заместитель гендиректора РС Павел Шихов.

Модульный курс «Общие сведения о классификационных обществах» создан для того, чтобы курсанты с самого начала обучения знали о существовании классификационных обществ и их роли в морском бизнесе, пояснил Шихов.

Преподавание по данному курсу будет осуществляться совместно специалистами регистра и вуза.

«Также по просьбе университета РС пишет модуль по энергетической эффективности судов – достаточно актуальной сейчас проблеме», – рассказал Шихов.

Шихов также рассказал, что РС большое внимание уделяет повышению квалификации инженерно-технических специалистов. Для этого регулярно организуются технические семинары, чтение лекций, обмен опытом, обсуждение сложных вопросов, касающихся эффективной и безопасной эксплуатации морского транспорта. Лекции читают ведущие специалисты РС, ученые и преподаватели высших учебных заведений, представители морских администраций и портовых властей.

Заместитель директора РС напомнил, что по поручению Минтранса РФ в 2014 году Российский морской регистр судоходства проведет независимую оценку систем менеджмента качества организаций, осуществляющих тренажерную подготовку и дипломирвоание моряков в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ (Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты). По словам Шихова, оценке подлежат 20 отраслевых вузов и их филиалов, 16 администраций морских портов и учебно-тренажерные центры (УТЦ).

Уровень зарплат

Между тем, по словам Тряскина, одной из проблем является отставание заработной платы профессорско-преподавательского состава от уровня, достигнутого в судостроительной промышленности и необходимость повышения качества кораблестроительного образования.

По мнению Владимира Тряскина, проблему отставания заработной платы профессорско-преподавательского состава от уровня, достигнутого в судостроительной промышленности предполагается решить за счет интенсификации научно-исследовательских работ. Вуз активно участвует в программах Минпромторга РФ и Минобрнауки РФ, а также заключил договора с промышленными организациями на выполнение НИР. Руководство СПбГМТУ ожидает, что уже в текущем году объемы выполняемых в рамках университета научно-исследовательских работ достигнут 700 млн руб.

Представителя СПбГМТУ поддержал советник ректора, завкафедрой ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Иван Костылев. По его словам, практики, не имеющие ученой степени и звания, вошедшие в профессорско-преподавательский состав вуза, должны иметь сопоставимые зарплаты с теми, что получают доценты и профессора с соответствующими надбавками за ученую степень. То есть, для них должны быть введены соответствующие коэффициенты, подчеркнул Костылев.

Методика оценки транспортных вузов

Кроме того, Иван Костылев затронул проблему методики оценки транспортных вузов. По его мнению, необходимо совершенствовать данную методику в общей схеме эффективности высшего образования. В частности, должны быть понижены пороговые значения по процентному отношению остепененности преподавательского состава, сказал Костылев.

«Нам нужны практики, то есть, опытные люди из числа плавсостава, которые, конечно, в период работы на судах не имели возможности получить ученой степени и написать диссертацию. Подчеркиваю, моряка должен учить моряк», - считает Костылев.

Он также озвучил проблему оттока квалифицированных кадров за рубеж, ухода «студентов-целевиков» на другие предприятия и даже в иные сферы деятельности. Возможно, этот вопрос необходимо регламентировать на законодательном уровне, считает советник ректора. Кроме того, новые задачи кадрового обеспечения перед образовательными учреждениями ставит развитие хозяйственной деятельности в Арктике и навигации на трассах Северного морского пути, отметил Иван Костылев.

Потребности в кадрах

Присутствовавший на мероприятии заместитель начальника управления развития промышленности и агропромышленного комплекса Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Александр Медведев также выразил озабоченность проблемой дефицита кадров как для всей промышленности Санкт-Петербурга, так и для судостроительной отрасли. Он рассказал, что в Санкт-Петербурге сосредоточено 80% предприятий морской индустрии страны, где работает более 50 тыс. человек. Субсидии на развитие в области подготовки кадров для отрасли в 2013 году составили 15 млн руб.

В качестве принимаемых Комитетом мер, Медведев рассказал, что ко II полугодию 2014 года подготовит исследование потребности в кадрах, в том числе для судостроения.

«В настоящее время по ключевым специальностям спрос на работников значительно превышает предложение. Система профессионального образования сегодня не полностью учитывает структуру реального спроса. Необходимо заметить, что потребности в кадрах редко формируются работодателями, тем более на среднесрочную и долгосрочную перспективу», - отметил Медведев. По его словам, необходимо провести работу по мониторингу потребности в кадрах с конкретной разбивкой по специальностям и годам. «Комитет уже включился в эту работу. В целях выполнения работы мы уже сейчас обратились в различные ассоциации, в том числе в ассоциацию судостроения», - подчеркнул спикер.

Дополнительная адаптация

Другой проблемой он назвал то, что знания, полученные выпускниками во время учебы, не всегда позволяют им сразу после окончания учебы приступить к работе на предприятии. Необходимы дополнительные занятия и адаптация, подчеркнул он.

По мнению Медведева, чтобы изменить ситуацию предприятиям промышленности необходимо формировать единый заказ на подготовку специалистов для системы профессионального образования, совместно участвовать в разработке профессиональных стандартов.

Кроме того, Медведев рассказал о том, что в Санкт-Петербурге в 2014 году возможно появление отраслевого судостроительного учебного центра, который предполагается создать совместно с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом и Санкт-Петербургским фондом поддержки промышленности.

Очевидно, что озвученные проблемы невозможно решить незамедлительно, тем не менее, данная работа должна постепенно проводиться всеми заинтересованными сторонами.  Подытоживая заседание, Юрий Гатчин заверил, что вынесенные на обсуждение проблемы будут рассмотрены, а некоторые переданы в вышестоящие инстанции.

Печатное издание