Автор:
В 2014 году Национальная палата судоходства, образованная в прошлом году путем объединения Ассоциации судоходных компаний (АСК) и Союза российских судовладельцев (СОРОСС), отмечает двойной юбилей – 10 лет со дня образования АСК и 20 лет со дня образования СОРОССа.
2004 году, когда значительный сегмент в составе торгового флота России заняли суда смешанного (река-море) плавания, и перед их владельцами встал вопрос координации действий и консолидации решений по проблемам, возникающим на стыке моря и реки.
25 февраля 2004 года ОАО «Северо-Западное пароходство», ЗАО «Азово-Донское пароходство», ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер», ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство», ОАО «Московское речное пароходство», ООО «Палмали» (г. Ростов-на-Дону) учредили Ассоциацию судоходных компаний.
Уже через год после основания в составе Ассоциации было уже 22 судоходные компании, на долю которых от общего объема перевозок внутренним водным транспортом приходилось около 60% перевозок нефти и нефтепродуктов, 70% речных туристических перевозок и около 30% сухогрузов. К началу 2013 года в АСК входили 52 организации морского и речного транспорта, из них 36 – судоходные компании. В 2012 году объемы перевозок компаний-членов АСК составили почти 12 млн. тонн (109,9% к уровню 2011 года) на морском транспорте и 45,6 млн. тонн (110,5% к уровню 2011 года) на речном. Грузооборот составил 7,65 млрд. т-миль или 14,2 млрд. т-км (100,3% к уровню 2011 года) на морском транспорте и 38,15 млрд. т-км (106,8% к уровню 2011 года) на речном, что составляет почти 50% от общего грузооборота ВВТ (80,7 млрд. т-км).
АСК определила для себя как приоритетные многие направления деятельности, среди них, например, совершенствование национального законодательства в области внутреннего водного и морского транспорта. АСК проводила мониторинги, независимую экспертизу и экспертизы на коррупциогенность. Кроме того АСК участвовала в оценке регулирующего воздействия законодательных инициатив и нормативных правовых документов, затрагивающих деятельность водного транспорта. В активе ассоциации - разработка предложений и мер, направленных на стимулирование обновления флота. Во главу угла АСК всегда ставила повышение эффективности деятельности судоходных компаний, обеспечение безопасности судоходства и транспортной безопасности. Среди задач АСК были совершенствование системы оказания услуг субъектами естественных монополий на морском и внутреннем водном транспорте, поддержка позитивного имиджа судоходных компаний.
Особе внимание АСК уделяла установлению сотрудничества с зарубежными и международными ассоциациями судовладельцев в целях обмена опытом и выработки консолидированной позиции для представления в международные и региональные организации морского и внутреннего водного транспорта с учетом интересов российских судовладельцев.
АСК всегда принимала активное участие в совершенствовании национального отраслевого законодательства, в том числе при внесении изменений в кодексы торгового судоходства и внутреннего водного транспорта. АСК, получив аккредитацию Минюста России, стала одной из первых проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных документов.
АСК стала активнейшим образом участвовать во всех процессах, влияющих на предпринимательскую деятельность своих членов, прежде всего, в сфере повышения эффективности и безопасности работы судов. Были разработаны стандарты АСК.
Конструктивный диалог с Росморречфлотом позволял АСК добиваться продления навигации на внутренних водных путях, максимального выполнения заданий по обеспечению гарантированных габаритов судовых ходов, установления обоснованных оптимальных величин ставок сборов за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и размеров портовых сборов.
В 2006–2008 годах судоходные компании – члены Ассоциации профинансировали проведение дноуглубительных работ на Волго-Балтийском канале, что позволило ликвидировать пять участков с односторонним движением судов. Время рейсооборота Ярославль – Санкт-Петербург сократилось на 6 процентов, что дало судоходным компаниям значительный экономический эффект.
За годы своей деятельности АСК внесла существенный вклад в совершенствование деятельности внутреннего водного и морского транспорта, а также содействовала стандартизации практики деятельности участников рынка перевозок по морским и внутренним водным путям. Сейчас лучшие традиции АСК продолжаются в обновленной Национальной палате судоходства.
В настоящее время СНПС объединяет крупнейшие судоходные компании России, деятельность которых связана с перевозками по морским и внутренним водным путям.
По состоянию на 1 февраля 2013 года количество организаций, входящих в состав Союза «Национальная палата судоходства», составляет 105 членов, в том числе 62 судоходных компании (пароходства).