Автор:
Состоялась презентация проекта концепции развития музея «Кижи», подготовленная сотрудниками музея, а также независимыми экспертами. Как сообщила пресс-служба музея, представляя разработку, директор музея Андрей Нелидов заявил, что главной проблемой, которая мешает развитию музея, следует считать транспортную.
Сейчас остров Кижи принимает около 140 тысяч посетителей за 4,5 месяца навигации, а в промежутке до следующей весны — меньше 4 тысяч. При этом время стоянки теплоходов — всего три часа, поэтому три четверти экспозиции, а то и больше, остаются невостребованы. Зато нагрузка на южную часть острова, где расположен Кижский погост, близка к максимально допустимой. На территорию вокруг острова, где тоже есть немало интересных объектов, добираются единицы. В таких условиях развивать экспозицию и делать новые туристические продукты бессмысленно — ими все равно никто не успеет воспользоваться.
Таким образом, цель транспортной доступности — не столько рост турпотока (концепция предполагает его увеличение на уровне 40 процентов, т. е. примерно до 200 тыс. человек в год), сколько равномерное распределение антропогенной нагрузки на остров за счёт изменения транспортной логистики (увеличения времени стоянки, развития зимних видов транспорта), что позволит расширить экспозиционную территорию и обеспечить ее доступность круглый год.
Возможность добраться на Кижи в любое время года и по приемлемой цене пойдет на пользу не только музею, но и всему Заонежью, которое является абсолютным чемпионом Карелии по количеству памятников архитектуры и археологии.
Решать транспортную проблему предлагают радикально: музей должен обзавестись собственным флотом и всесезонным транспортным парком. Эксплуатировать его на правах аренды может частная компания, но цены и график перевозок будет определять музей.
Когда наладится сообщение с островом, понадобятся новые туристические продукты, гостевые дома, стоянки и причалы. Уже ведутся предварительные переговоры с компанией, которая готова в следующем году поставить на острове и в его окрестностях плавучие причалы с заправками.
Первоочередная задача заповедника – завершение реставрации Преображенской церкви. Реставрационный центр на острове Кижи не имеет аналогов в мире, и в будущем музей планирует принять участие в открытии отделения кафедры и научно-методического центра реставрации под эгидой ЮНЕСКО. Одновременно предполагается создание центра традиционных технологий и центра традиционного судостроения.
На презентации присутствовали заместитель главы Карелии Валентина Улич, депутаты карельского парламента во главе со спикером Владимиром Семеновым, советник министра культуры России Завен Мусаелян, министр культуры Карелии Елена Богданова, директор Национального музея Михаил Гольденберг, академик Вячеслав Орфинский, руководитель общественной природоохранной организации «СПОК» Александр Марковский.
По предварительным оценкам, на выполнение всего задуманного потребуется порядка 6,8 млрд. рублей.
На вопрос депутата Сергея Пирожникова о прогнозируемой стоимости и рентабельности концепции, Андрей Нелидов сообщил, что по очень грубым предварительным оценкам на выполнение всего задуманного потребуется порядка 6,8 млрд. рублей.
Участники совещания поддержали представленный проект, и теперь на его основе будет разработан окончательный вариант концепции развития Кижей, сообщает пресс-служба музея.
Печатное издание