Автор:
ООО «Ростовский универсальный порт» в 2013 году планирует увеличить грузооборот на 13% — до 1,7 млн тонн грузов. О механизме реализации проекта МТЛУ «РУП» в рамках ГЧП и намеченных координатах развития корреспонденту «Водного транспорта» рассказал генеральный директор стивидорной компании Андрей Лещенко.
— Андрей Николаевич, из каких этапов складывается развитие РУП? На каком этапе реализации сегодня находится проект строительства мультимодального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт»?
— МТЛУ «РУП» — объемный и технически сложный инвестиционный проект, в реализации которого я бы выделил три основных этапа.
На первом этапе была разработана концепция проекта, выбрана оптимальная площадка для строительства, подготовлено технико-экономическое обоснование… Далее была получена положительная оценка Рабочей комиссии Министерства транспорта России, Правительства области и других федеральных министерств и ведомств, и в мае 2008 года проект был включен в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Таким образом, МТЛУ «Ростовский универсальный порт» получил статус общегосударственного значения для развития транспортного потенциала Юга России.
Сегодня активно идет реализация второго этапа проекта — проектирование и строительство причальных комплексов, открытых и закрытых складов, площадок для переработки различных грузов, транспортной и инженерной инфраструктуры порта, оборудование причалов современной перегрузочной техникой. Предусматривается строительство железнодорожной и автомобильной развязки на подходах к порту, ж/д станций «Универсальная» и «Портовая», рокадной автомагистрали, соединяющей автопереход в створе улицы Сиверса с западным автомобильным обходом Ростова-на-Дону.
Наконец, третьим, завершающим, этапом реализации проекта будет создание внутренней акватории морского порта, причальных сооружений и береговых зданий портовых властей, строительство соединительного канала и индустриального парка.
— РУП реализуется по программе ГЧП. Насколько значимо государственное участие в проекте? Во что вкладывают деньги частные инвесторы и чем занимается государство?
— На данном этапе мы ощущаем полную поддержку со стороны государства. Государственное участие позволяет совместно решать задачи по развитию современной и эффективной транспортной инфраструктуры.
От имени государства заказчиком по реализации ФЦП выступает ФКУ «Ространсмодернизация» Министерства транспорта РФ. По федеральным объектам работы ведутся в два этапа. Первый этап предусматривает строительство и развитие авто- и железнодорожной инфраструктуры на подходах к порту: уже разработана проектно-сметная документация и получено положительное заключение Государственной экспертизы. На этом этапе объем финансирования составляет 2,9 млрд рублей.
На втором этапе федеральное участие будет направлено на создание внутренней акватории порта, причальных сооружений и береговых зданий федеральной собственности, а также создание объектов инженерно-технического обеспечения федеральных объектов. В I квартале 2013 года генпроектировщиком ОАО «Институт «Пятигорскэнергопроект» начаты работы по корректировке проектно-сметной документации в части разработки проекта планировки территории. В сентябре 2013 года планируется передать разработанную документацию на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Из предусмотренных программой 7,6 млрд рублей бюджетных средств на разработку проектной документации и прохождение государственной экспертизы по федеральным объектам израсходовано 254 млн рублей, по объектам областной собственности — 25 млн рублей. На завершение второй очереди проектных работ в текущем году предусматривается выделение 55 млн рублей из федерального бюджета и 88 млн рублей из регионального бюджета. Всего в проект вложено 3,2 млрд рублей, из них частные инвестиции составляют 2,9 млрд рублей.
До 2020 года предполагается освоить еще порядка 21,1 млрд рублей, в том числе более 7 млрд рублей бюджетных средств.
— Проект был запущен более 5 лет назад. Подвергся ли проект корректировке за время реализации в связи с изменениями в мировой и российской экономике?
— Естественно, за это время произошли изменения, в первую очередь, в номенклатуре грузов, что связано с конъюнктурой рынка, мировым экономическим кризисом и стагнацией европейской экономики. Первоначально на фоне растущего рынка контейнерных перевозок предусматривалось строительство двух контейнерных терминалов мощностью до 500 тыс. TEU в год. Но, учитывая повышенный спрос на марочные угли, мы построили угольный терминал мощность 1,5 млн тонн в год и контейнерный терминал на 50 тыс. TEU, который полностью удовлетворяет на сегодняшний день растущий спрос. С увеличением грузопотока планируем строительство второй очереди контейнерного терминала: порт располагает необходимыми земельными участками и ресурсами для этого.
— Расскажите о консорциуме частных инвесторов, которые объединились для разработки проекта соединительного железнодорожного пути от припортовой станции к грузовым районам порта Ростов-на-Дону. Насколько это удобная форма работы? В связи с чем возникла необходимость строительства ж/д пути? Когда планируется реализовать проект?
— Протяженность дорог в порту в скором времени достигнет 30 км. Сегодня назрела необходимость в создании специализированной организации, которая бы занималась строительством, эксплуатацией и обслуживанием транспортной инфраструктуры. Поэтому заинтересованными сторонами: ООО «Ростовский универсальный порт», ЗАО «Международный Донской Порт», ООО «Росмортранс-Терминал», ОАО «Ростовский порт», 26 сентября 2012 года было принято решение о создании ООО «Управляющая компания «Портовая». Уже решены вопросы долевого участия учредителей предприятия в финансировании затрат на проектирование и строительство ж/д пути. Кроме того, проведен тендер среди проектных организаций и определены сроки проектирования и прохождения государственной экспертизы.
В четвертом квартале 2013 года мы планируем представить пакет документов для получения разрешения на строительство. Соединительный путь необходим нам, как воздух: с ростом грузооборота в ближайшие годы ж/д станция Заречная по своей мощности будет не в состоянии обрабатывать все грузы. Новый железнодорожный путь должен связать станцию Казачья через сортировочную станцию Универсальная с припортовыми дорогами. В конечном счете это приведет к сокращению сроков доставки и обработки грузов ж/д транспортом, а также позволит существенно увеличить пропускную способность железной дороги.
— В каком состоянии находятся автодороги. Начато ли строительство рокадной объездной автодороги?
— В 2012 году начато проектирование рокадной автомобильной дороги за счет средств регионального и муниципального бюджетов. В 2012 году на эти цели освоено 25 млн рублей, на 2013 год выделено 88 млн рублей. Проект рокадной автомобильной дороги выполнен на 50%, в декабре текущего года он будет сдан на экспертизу. Строительство рокадной дороги намечено на 2014-2016 годы.
— В прошлом году РУП выделил и передал государству землю для строительства административного здания пункта пропуска? На каком этапе реализации этот проект? Пройдена ли Госэкспертиза? Когда по плану должно начаться и завершиться строительство?
— В настоящее время проект проходит Госэкспертизу, завершается согласование проекта строительства пункта пропуска с федеральными органами исполнительной власти. Уже оформлены акты выбора земельных участков, получены технические требования контрольных органов и технические условия на подключение к инженерным сетям. В 2013 году все проектные документы и земельный участок будут переданы Росморпортом в Росграницу для строительства в рамках ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)».
В соответствии с ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 гг.)» установлены сроки начала и окончания строительства пункта пропуска: 2016-2020 годы, вместе с тем ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы) предусматривает завершение строительства МЛЛУ «РУП» в 2016 году. Таким образом, имеется противоречие по срокам реализации указанных федеральных целевых программ, касающихся строительства пункта пропуска в морском порту Ростов-на-Дону, о чем проинформировано руководство Росграницы, Минтранса России. Мы надеемся, что с окончанием строительства порта будет введен в строй и новый морской пункт пропуска через государственную границу.
— Перенос пункта пропуска с правого берега Дона на левый – значимое событие для всей отрасли. Какие плюсы этого решения? Почему назрела необходимость такого переноса?
— Нынешний пункт пропуска действует по временной схеме и находится на правом берегу реки Дон в приспособленном помещении на удаленном расстоянии от рейдов. Поскольку основные портовые мощности и рейды находятся ниже Ворошиловского моста и в последние годы стремительно развиваются, перенос администрации пункта пропуска в левобережную зону повысит эффективность контрольно-надзорных органов и существенно сократит время обработки судов и грузов.
Не менее важным является решение вопроса, не требующего дополнительных материальных затрат, о поэтапном принятии в эксплуатацию построенных и оборудованных на территории грузовых районов порта зданий спецпроходных. По самым скромным подсчетам, это уменьшит на 20% период простоя судов в портах без грузовых операций, что может увеличить общий грузопоток на 3-5% в год, т. е. примерно на 1 млн тонн в год, если говорить только о Ростовском транспортном узле.
— Андрей Николаевич, с какими грузами работает сегодня порт?
— Основной номенклатурой порта является: уголь, металлолом, шпат, контейнерные и негабаритные грузы. Кроме того порт работает с тарно-штучными и паллетированными грузами.
— РУП – один из немногих стивидоров, кто работает с контейнерами в нашем регионе. Вы считаете контейнерные перевозки перспективным направлением? Как развивается этот тренд в регионе?
— Как показывает мировая практика, наиболее рентабельной является именно перевалка грузов в контейнерах. Поэтому в 2013 г. свои основные инвестиции мы будем вкладывать именно в развитие данного направления. В этом году нами запланировано как приобретение дополнительной техники (ричстакер, вилочный погрузчик грузоподъемностью 5 тонн), так и расширение грузовых площадок порта, что позволит удвоить площадь хранения, а следовательно, и контейнерооборот в порту. Кроме того, в ГК АДП создана рабочая группа по привлечению дополнительных контейнерных грузопотоков, и мы надеемся к 2014 г. вдвое увеличить объем переработки данного груза.
— Какой объем площадок для хранения грузов сегодня? Планируете ли его увеличение?
— Порт ежемесячно увеличивает площади хранения грузов, строит дополнительные проезды и площадки. Сегодня порт располагает площадками и проездами с твердым покрытием общей площадью около 90 тыс. кв.м, на которых одновременно можно разместить 85 тыс. тонн угля, 50 тыс. тонн инертных грузов, 35 тыс. тонн металлопроката, 1000 TЭU контейнеров и другие негабаритные грузы. На 2013 год планируется расширение грузовых площадок на 8-9 тыс. кв.м, что позволит выполнить производственную программу 2013 года и подготовить складские площадки для навигации 2014 года.
— Сколько человек работает в порту сегодня? Какова средняя зарплата? Реализуются ли какие-либо социальные программы для сотрудников?
— С начала реализации проекта численность персонала выросла с 10 до 250 человек. Средняя заработная плата за 2012 год составила 30 тыс. рублей. Работникам порта предоставляется полный социальный пакет, ДМС, страхование от несчастных случаев, питание, отдых на базе на Зеленом острове и Черноморском побережье, оплата телефонов и транспортных расходов. Кроме того, работает социальная программа частичного погашения процентной ставки по ипотечным кредитам для нуждающихся в улучшении жилищных условий.
— Каков грузооборот по итогам 2012 года? Ожидается ли рост в 2013 году?
— По итогам 2012 года порт перевалил более 1,5 млн тонн грузов. В 2013 году планируется увеличить этот показатель на 13% и обработать 1,7 млн тонн грузов.