18.01.2013 15:29

«Кони в стойлах застоялись»

Автор: Маргарита Малышева, фото автора

ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ОТРАСЛИ


Ледовая навигация на Финском заливе нынешней зимой к середине января остается относительно спокойной, особенно на фоне  чрезвычайно тяжелой обстановки  двухлетней давности. Тогда, зимой в 2010-2011 годах во льдах на Балтике застревали и торговые караваны, и пассажирские паромы. Штаб ледовых операций не справлялся с проводками. Сегодня ситуация не выходит за рамки штатной, и хотя «Росморпорт» объявил, что в навигацию  2012-2013 годов в российской части Финского залива запланирована работа 15 ледоколов, в том числе 14 дизель-электрических ледоколов и один атомный ФГУП «Атомфлот», фактически  в море находятся только 9 единиц ледокольного флота. Всего с начала зимней навигации они выполнили проводку уже   483 судов.

Из пяти линейных ледоколов, находящихся на балансе Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», пока работает только «Москва» - он проводит суда в районе порта Приморск. Четыре других – «Ермак», «Капитан Сорокин», «Капитан Николаев» и «Санкт-Петербург» - находятся  в эксплуатационном резерве. Пользуясь тем, что «Санкт-Петербург» пришвартовался у Английской набережной, корреспондент «Российского судоходства» побывал на борту ледокола и поинтересовался, как моряки готовятся к  работе.

ледокол "Санкт-Петербург"
капитан Ярослав Вержбицкий- «Санкт-Петербург» - линейный ледокол, который работает за приемным буем до кромки льда, -  рассказал капитан ледокола Ярослав Вержбицкий.  – Мы  находимся здесь, у Английской набережной, в ожидании   распоряжения на начало работы. В эту навигацию «Санкт-Петербург» на работу еще не выходил. Ледовая ситуация сейчас такова, что тех ледокольных сил, которые используются, вполне достаточно – это один линейный и портовые ледоколы. В сутки они все вместе проводят примерно по 20 судов.

Однако тот факт, что  ледокол стоит пришвартованным, не означает, что его экипаж бездельничает.

- Мы болеем за порученное нам дело, -   поясняет капитан. –  Несмотря на то, что мы стоим у причала, экипаж обслуживает механизмы, электропитание ледокола осуществляется с помощью наших дизель-генераторов,  Механики и электромеханики следят за состоянием оборудования, ведутся профилактические работы, чтобы перед выходом на работу не было никаких замечаний.

Здесь следует пояснить, что «Санкт-Петербург»  - это относительно новое судно, построенное на Балтийском заводе в 2008 году и введенное  в эксплуатацию всего три года назад.  Он является  вторым в серии ледоколом проекта   21900, головным стал  «Москва». Мощность каждого  судна составляет 16 Мвт.

То, что ледокол является сложнейшим  комплексом различных устройств и механизмов,  особенно ясно понимаешь,  когда видишь это мощное судно в центре города, где оно возвышается над   находящимися на набережной зданиями.  

Ледокол  предназначен для обеспечения проводок крупнотоннажных судов и танкеров  в  порты Северо-Западного региона в зимний период,



капитан Ярослав Вержбицкий- На нашем ледоколе  установлены  винто-рулевые колонки, которые вращаются  на 360 градусов, что добавляет  большей маневренности. Например, если другие ледоколы  используют в порту буксиры, то мы ходим без них. Мы можем действовать даже в стесненных условиях, когда, скажем,  ширина канала не превышает 80 метров, а наша ширина 27 метров, - поясняет капитан.

Ледокол способен осуществлять буксировку судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, для чего оснащен мощной лебедкой. Ледокол  может тушить пожары на плавучих объектах, выполнять аварийно-спасательные работы как  в ледовых условиях, так и на чистой воде.

Кроме того, это двухпалубное судно оснащено  оборудованием, позволяющим вести  поиск затонувших объектов на глубине до 300 метров с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (МГТПА),  а также осуществлять    гидролокационную съемку дна. При  необходимости ледокол  может принимать  участие в поисково-спасательных операциях и обеспечивать  операции по локализации разливов нефти.

Не случайно ледокол, как особое судно,  вызывает  живейший интерес  в любом порту, где ему приходится  останавливаться, особенно в странах, где нет ледокольного флота. Так, вспоминает капитан Вержбицкий,   в июле прошлого года на «Санкт-Петербург» выстраивались большие очереди французов, пришедших на морской фестиваль «Салюты Бреста». Россия была приглашена на этот международный фестиваль в качестве почетного гостя, и ледокол стал на нем сенсацией.

Экскурсии на борт «Санкт-Петербурга» проводятся и в родном городе – для студентов отраслевых вузов, например, Санкт-Петербургского госуниверситета  морского и речного транспорта им. адм. Макарова. Для них это является частью учебного процесса.

- У нас экипаж не очень большой – 26 человек. Но здесь подобрались квалифицированные кадры, которые хорошо знают не только свое заведывание, но и специфику именно ледокола, - поясняет Ярослав Вержбицкий. -  Возраст команды  старше среднего, но есть  и молодые люди, которые начинают с матросов, но им интересно в профессии, они продолжают  учиться заочно. Старший комсостав  всегда подсказывает, направляет, у нас человек не остается брошенным.

Переподготовка и повышение квалификации специалистов  ведется на судне постоянно.

- Раз в пять лет  каждый моряк  обновляет сертификаты,   члены экипажа регулярно проходят курсы при учебном центре «Макаровки»,  -  объясняет капитан. - Постоянно идет повышение уровня знаний, причем как  рядового состава, так и командного. Я сам в 2010 году, когда у меня  закончились несколько сертификатов, прошел подготовку в Макаровке и обновил документы.  Не имеющего  требуемого набора документов моряка просто не выпустят в море!  

Отвечая  на вопрос, хочется ли экипажу на работу в море, капитан ответил:

- Конечно, кони застоялись в стойлах!

 

 


Сам ледокол, разумеется, в море этой зимой  уйдет. По опыту прежних лет,  Финский залив  начинает показывать свой непростой характер  в конце января – феврале,  когда  дуют  сильные ветры и  наблюдается большое ледовое  торошение. Тогда для ледоколов начинается большая работа.     


 

Печатное издание