11.03.2025 13:45

Учить актуально! Эксперты обсудили подготовку кадров для водного транспорта

Автор: Евгений Панкратьев

Оценке соответствия образовательных программ требованиям и ожиданиям работодателей и другим актуальным вопросам в области кадрового обеспечения отрасли был посвящен круглый стол «Современные требования предприятий отрасли к подготовке кадров», организованный Академией водного транспорта РУТ (МИИТ) при поддержке Российской палаты судоходства (РПС).  

Образовательные учреждения отрасли ежегодно выпускают на рынок значительное количество молодых специалистов, при этом отечественные судоходные компании не перестают жаловаться на дефицит квалифицированных кадров. Наиболее остро эта проблема ощущается среди плавсостава, особенно рядового: матросов, мотористов, электриков и других специалистов.   

Участники круглого стола отметили недостаточно тесное взаимодействие между предприятиями и учреждениями; имеющиеся претензии к качеству обучения; недостаточную практику и проблемы с устройством на практику; недостаточное количество часов профессиональных дисциплин; дефицит преподавательского состава; недостаточную профориентационную работу в школах; перекос подготовки в сторону моря и низкий престиж речной отрасли, а также проблему, связанную с тем,  что после срочной службы в армии ребята не возвращаются на флот.

 Качество «удовлетворительное»

Наибольшее количество пожеланий работодателей направлено на повышение уровня подготовки молодых специалистов на Дальнем Востоке. Об этом рассказала директор по связям с государственными органами власти и общественными организациями ОООР «Российская палата судоходства», ответственный секретарь Совета по профессиональным квалификациям на морском и внутреннем водном транспорте (СПК МВВТ) Оксана Асадова.

Всем участникам круглого стола предварительно было предложено ответить на несколько вопросов про изменения на отраслевом рынке труда и ключевым проблемам заполнения вакансий. По итогам опроса, в котором приняли участие 26 предприятий, наиболее часто упоминавшейся в 2024 году дефицитной квалификацией стал «судоводитель», ранее рейтинг спроса возглавлял «матрос». На втором месте — судовой моторист, на третьем — судомеханик. Причиной дефицита кадров было указано несоответствие предлагаемых условий трудоустройства ожиданиям работников.  Кроме того, отмечен дефицит таких специалистов, как командир земснаряда и командир плавкрана. Их непросто найти из-за «отсутствия на рынке специалистов требуемой квалификации».

Примечательно, что карта дефицита кадров имеет региональные особенности. Например, на Дальнем Востоке самая большая нехватка судовых электромехаников и электриков. Между тем представитель одной из западных речных судоходных компаний, участвовавший в совещании, посетовал на то, что выпускники ориентированы на работу в море и, придя на речной флот, зачастую не понимают элементарных терминов, как например, «перекат». А представитель ФГБУ «Канал им. Москвы» выразил мнение, что при подготовке специалистов-гидротехников по программам бакалавриата можно было бы сократить количество часов по таким предметам, как история транспорта, устройство судна и философия, увеличив количество часов по профильным для них дисциплинам.

 Между тем бизнес-сообщество сходится в том, что качество отраслевого образования находится на хорошем уровне, но требует «тонкой» настройки и отдельного подхода к подготовке по каждой специальности. Для повышения уровня подготовки молодых специалистов и создания условий для «закрепления» кадров в отрасли представители кадровых подразделений предложили организовывать учебный процесс так, чтобы курсанты могли начинать практику на внутренних водных путях (ВВП) с началом навигации. Помимо этого, судоходные компании на Дальнем Востоке ожидают повышения качества подготовки, в частности, по английскому языку. Также было выражено общее мнение о необходимости законодательного закрепления обязанностей выпускников, обучившихся на бюджетных местах, отработать не менее трех лет в российских компаниях.

Встречные движения

Отвечая на вопросы бизнеса, директор Академии водного транспорта РУТ (МИИТ) Андрей Гузенко сказал, что образовательная система сегодня, хотя и далека от идеала, пытается соответствовать рынку, рассчитывая на более тесное партнерство с предприятиями. В первую очередь такие отношения позволяют учебному заведению формировать актуальные программы обучения. Например, по запросу одной из крупных судоходных компаний была организована подготовка по рабочей профессии «моторист-рулевой». «Нам необходимо более тесное сотрудничество для выработки компетенций и повышения качества подготовки, а заявки от работодателей служат подтверждением необходимости той или иной образовательной программы», — сказал Андрей Гузенко.

Как отметила заместитель директора по учебной работе Академии водного транспорта Светлана Кожевникова, помимо реализуемых программ подготовки плавсостава в новом учебном году будет проведен набор на обучение по образовательным программам «Эксплуатация судовых энергетических установок, включая МАНС» и «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики, включая МАНС». (МАНС ­ морские автономные надводные суда, — прим. редактора). Эти образовательные программы, по ее словам, формируются в целях выполнения Программы развития университета на 2021–2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными РУТ (МИИТ). 

Кроме того, по запросу работодателей академия планирует сократить на два месяца срок обучения по двум плавательным специальностям среднего профессионального образования — «Судовождение» и «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» — для того чтобы выпускники могли начать трудовую деятельность с началом навигации в стране. Однако пока эти изменения не приняты и находятся на согласовании.

Тонкости «профессионалитета»

Как считает руководитель Академией водного транспорта, целевая форма обучения — это наиболее оптимальный путь развития отраслевого образования. Однако на данный момент она находится в стадии реформирования, со следующего года правила целевого обучения могут изменяться. Также, по его мнению, хорошей моделью для удовлетворения потребностей работодателей может стать профессионалитет. Данная программа позволяет менять учебный план, усиливая компетенции необходимые для работодателя, при этом появляется возможность сокращения сроков обучение.

По словам Гузенко, с 2024 года в рамках федерального проекта «Профессионалитет» академия готовит специалистов плавсостава на базе колледжа. Для участия в программе заключают трехсторонний договор между учащимся, учебным заведением и работодателем, который обеспечивает учащегося практикой и поощрениями. Одно из препятствий для развития такой формы отношений — это неравные возможности предприятий. Договор накладывает обязанности на работодателя, и если для крупной компании этот вопрос решаемый, то для небольшой может стать проблемой. Например, из-за волатильности рынка она может потерять часть флота, и тогда возникнут проблемы с трудоустройством. Не случайно первой компанией, поддержавшей новшество, стало крупное российское предприятие «Волжское пароходство».

Однако нельзя сказать, что данная программа очень популярна среди молодежи: из 50 запланированных мест профессионалитета в данный момент занято 45, причем это не только первокурсники, как планировалось, а курсанты со всех курсов. По мнению руководителя академии, для того чтобы модель была эффективной, необходимо более активное взаимодействие с работодателями, начиная с профориентационных мероприятий в школах, которые снижают риски заключения договоров со случайными кандидатами. Причем, финансовые риски в рамках целевого обучения нивелирует государство: в случае неисполнения выпускником обязательства по отработке положенного срока работодатель получает компенсацию. Кроме того, партнерство помогает решить и другие проблемы. Например, оформление несовершеннолетних практикантов с правом получения рабочего стажа и зарплаты. Примеры такого сотрудничества – ПАО «Московское речное пароходство» и СК «Пароход». Они же отчасти помогают решить зреющую в образовательной среде проблему дефицита кадров, направляя сотрудников для проведения занятий. Очевидно, не каждая компания может себе это позволить. Однако, по мнению заместителя начальника УМО Юлии Геллер, приглашение работодателей в качестве преподавателей — залог качества образования.   

 Утрата прежнего престижа

Более общая проблема — отношение работодателей к работникам. Рассуждая о ней, руководитель академии отметил, что сегодня в отрасли интересы многих работодателей ограничены лишь предстоящей навигацией, в то время как некоторые зарубежные компании планируют отношения на десятилетия вперед и даже предлагают пенсию, в том числе российским морякам. В целом, по его словам, отрасль, особенно речная, нуждается не столько в экономическом, сколько в социальном возрождении, в повышении престижа и развитии корпоративной культуры.   

 Разработка профстандартов

В основе успешной адаптации отрасли к экономическим и технологическим переменам должны лежать профессиональные стандарты. Такое мнение выразила директор РПС по судоходной политике, председатель Общественного совета при Росморречфлоте Анна Исаева, которая также возглавляет рабочую группу СПК МВВТ по разработке профстандартов (ПС). По ее словам, отрасль водного транспорта интенсивно меняется с учетом новых технологий, новых нормативных требований и потребностей рынка, а для создания соответствующих образовательных программ необходимы новые профессиональные стандарты. Например, сегодня рассматривается проект ПС «Специалист по управлению автономным судном на морских и внутренних водных путях». Системная проблема — поиск источников финансирования разработки и актуализации профстандартов. К сожалению, существующие отраслевые стратегические документы не содержат положений о необходимости разработки/актуализации ПС.  «Разработка и актуализация профессиональных стандартов должна быть предусмотрена в отраслевых стратегических документах и планах по их реализации. В нашем случае – это Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года, либо Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации. СПК на морском и внутреннем водном транспорте планирует в ближайшее время обратиться с данной инициативой в Минтранс России», —  заключила эксперт.

 Таком образом, предприятия ожидают от учебных заведений больше практики и больше знаний по профильным дисциплинам. Учебные заведения, на фоне общей для всех заведений кадровой проблемы, рассчитывают на целевое обучение, и на развитие программы «профессионалитет», а также на более тщательную работу предприятий с практикантами, более глубокое вовлечение работодателей в образовательный процесс, начиная с профориентации до делегирования специалистов в учебные заведения в качестве преподавателей. В свою очередь курсантам нужна практика, в идеале оплачиваемая, и конкурентные долгосрочные условия труда, а также - получение необходимого набора компетенций по программам СПО до призыва в армию.

 В совещании приняли участие представители ФАУ «Российский морской регистр судоходства», ФГУП «Росморпорт», ФАУ «Российское классификационное общество», департамент транспорта Москвы, ПАО «Московское речное пароходство», компания «Теплоход», АО «ХМСЗ», ООО СК «Пароходъ», ГУП «Мосводосток», ООО «Адмиралъ», ООО СК «Белый лебедь», ФГБУ «Канал имени Москвы», «Порт Коломна», АО «Роснефтефлот», ГК «Речфлот», Центр ГИМС ГУ МЧС РФ, ООО «Газпромнефть Шиппинг»,  ОАО «Обь-Иртышское пароходство», АО «СК «Волжское пароходство», ООО «Норникель – ЕРП», ОАО «Енисейское речное пароходство», ООО «Цезарь Трэвел», ООО «Фертоинг», ООО «Водоходъ», а также ИАА «ПортНьюс».

 Евгений Панкратьев

 Фотографии с сайта Академии водного транспорта

Печатное издание