03.12.2024 07:00

Атомные ледоколы России: сквозь льды Арктики к новым рекордам

Автор: Оксана Асадова

Северный морской путь (СМП) был и остается перспективным транспортным маршрутом, обладающим значимым потенциалом как для мировой, так и для национальной экономики. Общеизвестный факт, что использование СМП позволяет сократить время на перевозку между Европой и Азией по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. С учетом национальных интересов, в том числе в области обеспечения национальной безопасности и экономической стабильности, геополитическая значимость сохранения лидирующих позиций России в Арктическом регионе за последние несколько лет многократно возросла. И, несомненно, без ледокольного флота, в особенности атомного, развитие Северного морского пути в качестве безопасной конкурентоспособной на мировом рынке транспортной магистрали было бы немыслимо.

История российского атомного ледокольного флота ведет свой отсчет с 3 декабря 1959 года, когда состоялась церемония поднятия государственного флага на первом в мире атомном ледоколе «Ленин». Страна, экономика которой только устойчиво встала на мирные рельсы, совершила научно-технологический прорыв. Впоследствии именно эта дата стала Днем атомного ледокольного флота России.

Атомный ледокол «Ленин» был построен на Адмиралтейском заводе за 3 года и 3 месяца, его проектантом выступило Ленинградское ЦКБ-15 (впоследствии ЦКБ «Айсберг»). Первое в мире гражданское судно с ядерной энергетической установкой стало еще и плавучей лабораторией, и главным морским университетом для более 8 тысяч моряков. За 30 лет эксплуатации, что на 5 лет больше проектного срока, атомоход «Ленин» провел во льдах Арктики 3741 транспортное и ледокольное судно, им пройдено 654400 морских миль (в том числе 563600— во льдах), что в наглядном переводе составляет 30 кругосветных плаваний по экватору. Результаты его эксплуатации позволили кардинально пересмотреть вопрос о расширении сроков навигации и значительном увеличении объемов грузооборота на трассе СМП. Атомные ледоколы открыли новую эру в освоении Арктики.

В 2008 году ФГУП «Атомфлот» вошло в состав ГК «Росатом». С 28 августа 2008 года ему переданы суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания. В состав атомного ледокольного флота ФГУП «Атомфлот» в настоящее время входят 7 ледоколов — головной универсальный атомный ледокол «Арктика» (проекта 22220), первый серийный универсальный атомный ледокол «Сибирь», второй серийный универсальный атомный ледокол «Урал» мощностью 81 тыс. л. с., два атомных ледокола мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола мощностью около 50 тыс. л.с. («Таймыр», «Вайгач») — и атомный контейнеровоз «Севморпуть», мощностью 40 тыс. л.с.

Помимо атомного ледокольного флота, Росатомфлот оперирует судами атомно-технологического обслуживания, а также судами портового флота, предназначенными для обеспечения работы в акватории порта Сабетта. Это буксиры ледового класса «Пур» и «Тамбей», ледокольные буксиры «Юрибей» и «Надым» и портовый ледокол «Обь».

В 2018 году правительство РФ наделило Росатом полномочиями инфраструктурного оператора Северного морского пути. Корпорация курирует федеральный проект «Развитие Северного морского пути», а также участвует в реализации плана развития Северного морского пути до 2035 года и инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года «Круглогодичный Северный морской путь», утвержденной распоряжением правительства РФ.

Одна из стратегических целей госкорпорации «Росатом» — сделать Севморпуть эффективной транспортной артерией, связывающей Европу, Россию и Азиатско-Тихоокеанский регион.

Сейчас разрабатывается федеральный проект по развитию Большого Северного морского пути — транспортный коридор от Санкт-Петербурга и Калининграда до Владивостока. В 2024 году ожидается очередной рекорд грузоперевозок по Севморпути. Он превысит показатели предыдущего года (в 2023 г.— 36,3 млн тонн). К логистической артерии СМП проявляют интерес многие зарубежные страны, в их числе Китай, Индия, ОАЭ.

Важнейшая задача на ближайшие годы — обеспечить круглогодичную навигацию по СМП, с этой целью по заказу Росатома ведется строительство новых атомных ледоколов.

Фото Дмитрия Лобусова, ФГУП «Атомфлот»  

Фотографии с сайта ФГУП «Атомфлот»

Печатное издание