Автор:
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций – старейший транспортный вуз, функционирующий как вертикально интегрированный научно-образовательный комплекс в Северо-Западном регионе России.
Для решения комплекса задач, поставленных Транспортной стратегией РФ в области водного транспорта, объективно возрастет потребность в квалифицированных кадрах для транспортной отрасли. По имеющимся оценкам прогнозная потребность в специалистах для водного транспорта составляет ежегодно: инженеров 300 человек, специалистов ¬¬со средним специальным образованием для флота до 800 человек, с начальным профессиональным образованием для работы в навигационный период 3-4 тыс. чел. Остро нуждается в высококвалифицированных специалистах и быстро развивающаяся на территории Ленинградской области высокотехнологичная портовая инфраструктура.
В связи с этим, главной задачей Университета является подготовка необходимого числа квалифицированных и адаптированных к современным требованиям кадров для организаций комплекса водного транспорта. В деятельности этих специалистов их всех объединяет единое требование высокого профессионализма, так как транспорт является источником повышенной опасности.
Для того, чтобы каждый член судового экипажа быстро и правильно реагировал на возникновение экстремальной ситуации, необходимы годы теоретического и практического обучения для доведения до автоматизма профессиональных навыков и умений. Поэтому в свете безопасности мореплавания качество образования получает новое звучание.
Сегодня образовательным учреждениям приходится сталкиваться с ре-альным снижением качества подготовки выпускников школ, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг между образовательными учреждениями; появлением новых недобросовестных образовательных структур (курсов, центров и пр.)
Вместе с тем, переход на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) выдвигает новые требования к качеству образования и его оценке. Например, в разделе ФГОС «Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата» в частности указывается, что «Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей».
Возможны разнообразные пути решения проблемы повышения качества образования. Следует различать качество образования как процесса и качество образования как его результата. Качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.), реализуемого в вузе, может только гарантировать создание условий, которые уже с учетом личностных характеристик и способностей студентов позволят получить высокое (заданное образовательными стандартами) качество результата образования в целом.
В современных условиях конкурентной среды в сфере образования значительно возрастают требования к обеспечению гарантии качества подготовки специалистов и удовлетворенности потребителей. Успешная реализация этой комплексной задачи зависит от многих факторов. В первую очередь, - это вовлечение в образовательный процесс ведущих специалистов отрасли, перенесение направления образовательного вектора в область практической подготовки, совмещение современного учебного оборудования с производственной базой предприятий. Поэтому в условиях новых требований общества важной задачей является эффективное управление университетом. Для удовлетворения потребителей и поступательного развития учебного заведения необходимо использовать специальные средства и методы.
Система управления качеством, сформировавшаяся в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций (СПГУВК), состоит из двух составляющих:
Мониторинг качества результатов обучения наряду с традиционными формами аттестации реализуется посредством регулярного участия вуза в интернет-экзамене, проведения диагностического тестирования первокурсников, использования интернет-тренажеров и АСТ-тестирования для текущей и промежуточной аттестации студентов, внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов.
Как показывает опыт передовых российских вузов, внедрение принципов менеджмента качества, как одной из составляющих общего управления университетом, является одним из эффективных средств совершенствования его деятельности. Поэтому еще в 2005 году в СПГУВК была начата работа по созданию и внедрению в деятельность университета элементов системы менеджмента качества, заложена основа качественно новой системы нормативно-правового обеспечения деятельности университета. Действие системы менеджмента качества (СМК) распространяется на деятельность всего университета в целом, однако в об-ласть, подлежащую сертификации, вошли по рекомендации учредителя университета Федерального агентства морского и речного транспорта эксплуатационные специальности, осуществляющие подготовку и повышение квалификации плавсостава, «Судовождение», «Эксплуатация судового энергетического оборудования», «Эксплуатация судового электрообору-дования и средств автоматики».
Система менеджмента качества в СПГУВК представляет собой организованную структуру, объединяющую подразделения и должностных лиц, которые совместными действиями обеспечивают функционирование и развитие СМК подготовки специалистов плавательных специальностей. Деятельность СМК призвана обеспечить гарантированное качество подготовки специалистов в соответствии с национальными образовательными стандартами и международной конвенцией ПДНВ-78/95.
СМК выполняет управляющую роль в организации подготовки данных специалистов:
В мае 2012 года СМК университета прошла ресертификацию в Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» и признана соответствующей требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008. Это подтверждает то, что система менеджмента качества подготовки специалистов плавательных специальностей поддерживается в действии, развивается в соответствии с принципом постоянного улучшения, результативна и соответствует требованиям МС ИСО 9001:2008.
Принципами менеджмента качества по ISO 9001:2008, реализуемыми в СПГУВК, являются: лидерство руководства; процессный подход; принятие решений, основанное на фактах; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; взаимовыгодные отношения с поставщиками; вовлечение работников; ориентация на потребителя.
Одним из инструментов реализации этих принципов, в частности Принятие решений, основанное на фактах; Постоянное улучшение; Ориентация на потребителя является мониторинг удовлетворенности
Процессный подход в вузе, реализуемый системой менеджмента качества университета, формируется не только требованиями государственных образовательных стандартов и требованиями лицензирования и аккредитации, но и регулируется требованиями, ожиданиями и удовлетворенностью потребителей.
Можно говорить о том, что требования и ожидания студентов, работодателей и сотрудников университета является управляющим воздействием на деятельность университета как образовательной системы, а результаты мониторинга их удовлетворенности - обратной связью (от-кликом).
Среди различных способов мониторинга удовлетворенности различных групп потребителей можно рассматривать регулярное анкетирование (измерение удовлетворенности), опросы мнения и другие виды социологических обследований.
На протяжении последних шести лет в университете в соответствии с приведенными выше принципами менеджмента качества проводится выяснение мнения потребителей об удовлетворенности получаемых образовательных услуг путем анкетирования выпускников всех специальностей университета. Полученные результаты анкетирования по специальностям, факультетам и университету в целом передаются в ректорат и деканаты факультетов, обсуждаются на Ученом совете и используются руководством университета и факультетов для принятия управленческих решений по различным направлениям деятельности в рамках всего университета и каждого факультета.
Так как анкетирование проводится на протяжении шести лет одной категории опрашиваемых, то это позволяет проследить изменение значений обследуемых характеристик и говорить о достоверности получаемых результатов. В 2006 г. в опросе приняли участие 610 человек из 732 выпускников (83%), в 2007 г. - 596 человек из 830 выпускников (72%), в 2008 г. - 608 человек из 780 выпускников (78%), в 2010 г. – 557 человек из 730 выпускников (76%), в 2011 г. - 501 человек из 630 выпускников (79%).
Несомненно, что реальное функционирование СМК в вузах начнется тогда, когда у сотрудников и преподавателей придет понимание и осознание того, что СМК это не комплект документации по делопроизводству, а инструмент эффективного управления университетом для реализации учебного процесса на заданном образовательными стандартами уровне. Однако надо понимать, что разработанная, внедренная и сертифицированная СМК сама по себе не обеспечивает устойчивого успешного функционирования и развития университета без строгого контроля и выделения соответствующих ресурсов (финансовых, материально-технических, информационных, кадровых) со стороны руководства и систематической работы всего коллектива вуза.
Качество образования – многомерное понятие, измерение и улучшение которого носит комплексный характер. Оценка качества освоения знаний студентами, удовлетворенность студентов качеством организации и обеспечения учебного процесса в вузе, удовлетворенность предприятий – потребителей кадров специалистами – выпускниками университета – именно такая интегрированная оценка различных групп (категорий) потребителей дают деятельности вуза наиболее объективную оценку, заставляя руководство вуза принимать эффективные управленческие решения, направленные на неуклонное развитие нашего университета.