21.05.2024 15:14

Отважные исследователи Южных и Северных полюсов

Автор: пресс-служба Минприроды России

 

Полярники люди самых разных профессий. Океанологи изучают моря и океаны, гляциологи – ледники, гидрохимики химический состав воды и снега, аэрологи следят за погодой в верхних слоях атмосферы, а метеорологи – за нижними. Все они трудятся в суровых условиях, укрепляя научный потенциал нашей страны

Связь времён 

Свой профессиональный праздник полярники отмечается 21 мая, в этот день в 1937 году отважные папанинцы высадились на лёд возле Северного полюса —   началась работа по оборудованию первой в мире дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За время экспедиции исследователи сделали ряд открытий и собрали уникальный для того времени научный материал, который впервые в истории позволил получить данные о природной среде высоких широт.

В 2013 году программу пришлось остановить из-за таяния льдов.

Специалисты проанализировали и обобщили опыт предшествующих 40 экспедиций и нашли оптимальный вариант для долговременного базирования научно-исследовательских лабораторий — создание ледовой самодвижущейся  платформы «Северный полюс». Её строительство заняло больше четырёх лет. Стартовавшая в 2022 году экспедиция «Северный полюс-41» стала продолжением российского изучения Арктики.


Судно, не имеющее аналогов в мире, одновременно является для полярников транспортом, домом и научно-исследовательским центром. В начале мая этого года платформа завершила свой первый рейс. После 20 месяцев работы в высоких широтах Северного Ледовитого океана полярники прибыли в порт Мурманска. 
 
«Программы дрейфующих станций больше не зависят от непредсказуемости льда — старт экспедиции «Северный полюс-42» запланирован на сентябрь. Это значит, что мир ждут новые большие открытия», — сообщил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

Начальник экспедиции «Северный полюс-41», руководитель отдела Океанологии Арктического и антарктического научно-исследовательского института Кирилл Фильчук рассказал, что за период работы станции выполнена программа из 50 направлений междисциплинарных научных исследований, включающих изучение природных компонентов Арктического региона от дна Северного ледовитого океана до стратосферы.

«Каждый отбор проб воды, отбор донного грунта или инструментальную оценку состояния атмосферы, полученную в Центральном Арктическом бассейне, можно рассматривать, как небольшое открытие. Эта информация позволит повысить качество метеорологических прогнозов для арктических регионов и сделать более точными оценки климатических изменений и процессов, происходящих в океане, ледяном покрове и атмосфере. Возможно, это позволит выявить ранее неизвестные закономерности в этих средах», —заявил начальник экспедиции «Северный полюс-41», руководитель отдела Океанологии Арктического и антарктического научно-исследовательского института Кирилл Фильчук.

Всё для новых открытий!

Полярные станции, на которых живут и работают учёные, существуют на обоих полюсах нашей планеты. В Антарктиде действуют 10 российских станций: пять сезонных и пять круглогодичных. До недавнего времени условия там были весьма скромными. Сегодня чтобы поддержать полярников, государство обновляет инфраструктуру

станций.

Например, в Антарктиде в начале этого года введён в опытно-промышленную эксплуатацию новый зимовочный комплекс станции Восток. Он представляет собой модульную конструкцию из пяти блоков общей площадью более трёх тысяч квадратных метров, и рассчитан на комфортное размещение до 15 человек в зимний период и до 35 человек в сезонный. Для возведения комплекса строителям пришлось пройти специальную подготовку на Эльбрусе. Дело в том, что условия на станции Восток, без всякого преувеличения экстремальные и людям, не прошедшим обучение и тренировки, будет по-настоящему сложно. Здесь настоящее высокогорье – почти 3,5 тысячи метров над уровнем океана. Низкое содержание кислорода, максимально сухой воздух, жёсткое ультрафиолетовое излучение.

«С выходом на полную мощность зимовочного комплекса станции «Восток» наши полярники смогут больше узнать о формировании земного климата, роли парниковых газов, составе атмосферы планеты в далёком прошлом», ­­— заявил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов. От отметил, что Россия многократно увеличивает темпы изучения полярных областей планеты.

Аэродром «Зенит» и НЭС «Иван Фролов»

Для развития международного сотрудничества и международных авиаперевозок в Антарктиде обновлена взлётно-посадочная полоса на станции «Прогресс». Место её расположения – важный логистический центр не только для России, но и для других стран. Модернизация позволила аэродрому принимать тяжелые авиалайнеры на колесных шасси типа ИЛ-76, а также самолёты малой авиации.

Главный специалист по инновационным проектам логистического центра Российской Антарктической экспедиции Светлана Григорьева рассказала, что в одной из командировок на Белый континент занималась обследованием снежно-ледовой взлётно-посадочной полосы на стации «Прогресс». Чтобы убедиться в надёжности аэродрома, она оценила площадку с точки зрения безопасности ледниковых трещин.

«По образованию я геофизик, и моя работа в Антарктиде преимущественно связана с методом георадиолокации. Это метод инженерной геофизики, который позволяет изучать приповерхностные слои земли, а именно ледников и снежников. С коллегами мы обследуем и оцениваем опасные ледниковые объекты, явления в береговых частях Антарктики – на сколько они могут угрожать инфраструктуре Российской Антарктической экспедиции. После мониторинга предупреждаем о возможных рисках. К ним относятся ледниковые трещины, перекрытые снежными мостами, незаметные с поверхности», — отметила Светлана Григорьева

После успешной проверки аэродром «Зенит» (назван так в честь футбольного клуба из Санкт-Петербурга) регулярно принимает международные авиарейсы. В числе которых тяжёлые самолёты типа ИЛ-76. Новая инфраструктура помогает учёным и полярникам из Индии, Китая, России и Южной Африки преодолевать тысячи километров всего лишь за несколько часов. 

Чтобы обеспечивать российские полярные станции, доступность которых ограничена непреодолимыми льдами, завершён заключительный этап технического проектирования научно-экспедиционного судна «Иван Фролов» (НЭС). Судно строится при поддержке федерального центра. Оно будет работать во всех широтах, от Северного полюса до берегов Антарктиды. В будущем НЭС заменит флагман полярного флота научно-исследовательское судно «Академик Фёдоров» и будет оставаться в строю не менее 30 лет.

Фотографии с сайта Минприроды России

Печатное издание