05.05.2023 13:54
На Северо-Двинской шлюзованной системе открылась навигация
На Северо-Двинской шлюзованной системе открылась навигация
На Северо-Двинской шлюзованной системе с 5 мая в соответствии с распоряжением Росморречфлота открылась навигация, сообщает пресс-служба ведомства.
Плотины № 4,5,6 собраны и поставлены под напор, наполнены межшлюзовые бьефы, убраны в доковые камеры Кишемские и Топорнинские заградительные ворота. На 1-м гидроузле в районе верхней головы шлюза №2 убран зимний мост и установлен понтон переправы. Все шлюзы готовы к судопропуску.
Cтарейшая шлюзованная система - Северо-Двинская (ранее система герцога Александра Вюртембергского), построена в 1828 году. Решение о ее создании было связано с задачей прокладки водного пути к Архангельскому морскому порту. Перед строительством канала в 1823 году провели изыскания на месте древнего волока в водоразделе рек Шексна и Порозовица, впадающей в Кубенское озеро. В 1825 году начались работы по строительству Топорнинского канала между Шексной и озером Сиверское.
Работами руководил управляющий путями сообщения Российской империи родной брат императрицы Марии Федоровны, герцог Александр Фридрих Карл фон Виртембергский. Его имя канал носил вплоть до Октябрьской революции. Тогда на канале были построены 13 шлюзов. Первые суда прошли по водному пути в 1828 году.
Однако поначалу водный путь был неглубок и мог пропускать суда с осадкой до 1 метра и водоизмещением до 160 тонн. В связи с этим в 1834 году по проекту инженера Вячеслава Шишкова у истока Сухоны на Кубенском озере были построены плотина «Знаменитая» и шлюз, превратившие озеро в водохранилище.
После реконструкции сооружения в 1916-1921 гг. трассу спрямили и вместо 13 шлюзов соорудили 7 новых, в том числе бетонную плотину «Знаменитую» со шлюзом. Теперь по каналу уже могли ходить суда длиной 150 метров, шириной 12 метров, с осадкой до 1,8 метра и водоизмещением 1000 тонн.
После строительства в конце ХIХ века железной дороги до Архангельску, а затем и Беломорканала, востребованность Северо-Двинской водной системы резко снизилась, ограничив перевозки по ней круизно-туристическими задачами и доставкой леса и пиломатериалов на местные предприятия.
Протяженность искусственных водных путей системы составляет 127 км, в том числе 16,5 км составляют каналы, 70,5 км – озера и 40 км – шлюзованные реки (р. Иткла и р. Порозовица).
В составе Северо-Двинской системы – 4 гидроузла, на которых расположены: 6 шлюзов,6 водоподпорных плотин, 2 заградительные плотины, 5 искусственных судоходных каналов, 1 мостовая переправа и 3 понтонные переправы.
На Северо-Двинской шлюзованной системе с 5 мая в соответствии с распоряжением Росморречфлота открылась навигация, сообщает пресс-служба ведомства.
Плотины № 4,5,6 собраны и поставлены под напор, наполнены межшлюзовые бьефы, убраны в доковые камеры Кишемские и Топорнинские заградительные ворота. На 1-м гидроузле в районе верхней головы шлюза №2 убран зимний мост и установлен понтон переправы. Все шлюзы готовы к судопропуску.
Cтарейшая шлюзованная система - Северо-Двинская (ранее система герцога Александра Вюртембергского), построена в 1828 году. Решение о ее создании было связано с задачей прокладки водного пути к Архангельскому морскому порту. Перед строительством канала в 1823 году провели изыскания на месте древнего волока в водоразделе рек Шексна и Порозовица, впадающей в Кубенское озеро. В 1825 году начались работы по строительству Топорнинского канала между Шексной и озером Сиверское.
Работами руководил управляющий путями сообщения Российской империи родной брат императрицы Марии Федоровны, герцог Александр Фридрих Карл фон Виртембергский. Его имя канал носил вплоть до Октябрьской революции. Тогда на канале были построены 13 шлюзов. Первые суда прошли по водному пути в 1828 году.
Однако поначалу водный путь был неглубок и мог пропускать суда с осадкой до 1 метра и водоизмещением до 160 тонн. В связи с этим в 1834 году по проекту инженера Вячеслава Шишкова у истока Сухоны на Кубенском озере были построены плотина «Знаменитая» и шлюз, превратившие озеро в водохранилище.
После реконструкции сооружения в 1916-1921 гг. трассу спрямили и вместо 13 шлюзов соорудили 7 новых, в том числе бетонную плотину «Знаменитую» со шлюзом. Теперь по каналу уже могли ходить суда длиной 150 метров, шириной 12 метров, с осадкой до 1,8 метра и водоизмещением 1000 тонн.
После строительства в конце ХIХ века железной дороги до Архангельску, а затем и Беломорканала, востребованность Северо-Двинской водной системы резко снизилась, ограничив перевозки по ней круизно-туристическими задачами и доставкой леса и пиломатериалов на местные предприятия.
Протяженность искусственных водных путей системы составляет 127 км, в том числе 16,5 км составляют каналы, 70,5 км – озера и 40 км – шлюзованные реки (р. Иткла и р. Порозовица).
В составе Северо-Двинской системы – 4 гидроузла, на которых расположены: 6 шлюзов,6 водоподпорных плотин, 2 заградительные плотины, 5 искусственных судоходных каналов, 1 мостовая переправа и 3 понтонные переправы.
Печатное издание